GT: Крым. Алушта. Super D «Эндурка»
Всем привет.
Я, Алексей Кислинский, расскажу вам о своих впечатлениях, оставшихся после гонки AlushtaCup SuperD, которая состоялась 9 ноября в горах близ Алушты. Эти соревнования проводятся клубом «Адреналин» в мае и ноябре более пяти лет подряд и прошедшее событие – по счету уже одиннадцатое. Мне понравился формат SuperD ещё в далеком 2009-м году, когда проводилась первая гонка с Ангар-бурун. С тех пор я не пропустил ни одного старта, если не считать ноябрь 2012 года, когда я был дисквалифицирован по своей собственной глупости. Естественно, что я не видел ни одной причины, чтобы не поучаствовать в событии, которое состоялось в минувший уик-энд.
Я живу в Алуште вот уже более года, у меня здесь много друзей и с клубом «Адреналин» меня связывают прочные дружеские отношения. Поэтому посчитал для себя честью записаться в ряды волонтеров для подготовки новой трассы, проектировкой которой, как и всеми предыдущими, занимался Жека Олейников. Впрочем, моя помощь состоялась лишь в расчистке участка трассы от подъема к Пахкал-Кая (Лысый Иван) до выезда на грунтовую дорогу после серии «косых» траверсов. Ещё я пару раз смотался с Евгением на поиски нового нижнего участка трассы (Женя не захотел задействовать уже поднадоевшую «Лаванду»), но моя помощь ему выглядела весьма сомнительной. Я просто мотался за ним, утопая по щиколотку в опавшей буковой листве и постоянно спотыкаясь об утопленные в ней ветки и камни.
Наконец, 6 ноября появился трек трассы, названной «Эндурка». Начинался он от «триангулятора» на Северной Демерджи и, через прямик со спуском и подъёмом, минуя отражатели, выводил на грунтовую дорогу. Далее курс уходил вправо на тропу, петляющую по склону горы и выводящую на техничную каменную секцию после которой начинался подъём к «Лысому Ивану». Верхний и средний участки ранее уже были использованы в гонках SuperD, но не стали от этого менее интересными. Тем более что в них были добавлены несколько новых секций.
А вот нижний участок трассы был полностью новым и не оставил равнодушным, пожалуй, никого. Спуски и подъемы, много, очень много поворотов и постоянное крутилово. Технически он – не слишком сложный, но требующий постоянной концентрации, чтобы не вылететь с траектории. В конце леса трасса снова выходила на грунтовую дорогу и, после небольшого проката по ней, вливалась в новый участок трассы DH «Лаванда», по которому, с внесенными в него небольшими изменениями, финишировала возле одноименного поселка.
Забегая вперед скажу, что трасса получилась интересная своим разнообразием, тяжелая постоянно меняющимся ритмом и заставляющая задуматься о правильном распределении на ней сил. Обилие крутильных секций вызвало мысль использовании в гонке GT Sensor вместо Force X, но в итоге я решил, что не буду достаточно быстр на скоростных участках и отказался от этой затеи, ограничившись заменой на Force X передней звезды с 36T на 32T и укоротив цепь на одно звено.
Чуть ранее новых участков трассы появилась и новая категория участников – Ветераны 40+ (с минимумом - 6 участников в категории). Признаюсь, что я был отчаянным лоббистом этой категории, одновременно с этим выступая за отмену категории Мастера 35+. Такая расстановка возрастных категорий мне кажется более логичной. В конце концов, организаторы приняли моё предложение, но из-за сомнений в наличии в ней кворума, оставили Мастера 35+. Тем не менее, за день до регистрации Ветераны набрали аж 10 предварительных заявок на участие, и доказали своё «право на жизнь». К сожалению, в стартовом протоколе их осталось только шестеро, а вышло на старт и вовсе лишь пятеро… Тем не менее, состав нашей группы просто потрясающий: вернувшийся в гонки после травмы и голодный до побед Вадим Савельев, известный спортсмен и тренер XC Юрий Исаев, мой товарищ в жизни и постоянный конкурент в гонках вот уже последнюю пару десятков лет Владимир Петров. А ещё – ни разу неслабый Макс Сотников из Казахстана, с которым мне неоднократно доводилось гонять даунхилл на Южном Урале (Банное).
Между тем, за неделю до гонки, в Алушту стал прибывать велонарод и раскатываться по местным трейлам и в окрестностях трассы (точный курс тогда ещё никто не знал). Мне было очень приятно увидеть много знакомых лиц, которых я не лицезрел с мая, когда был крайний Супер Д. Предварительные заявки подали 102 человека из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Перми, Владимира, Брянска, Орла, Челябинска, Якутска (!) и многих городов Крыма. Порадовало наличие нескольких заявок из Украины, это прекрасно, что ребята приехали, поставив спорт выше дутых политических противоречий. В итоге на старт гонки вышло 99 человек.
8 ноября, в день официальных тренировок, я, немного уставший после неоднократных восхождений и закрутов по уже известным участкам трассы, решил поспать подольше и вышел к старту гонки лишь к двум часам пополудни. Участники уже вовсю катались по трассе, и от некоторых из них я получил информацию о том, что старт трассы будет перенесен от «триангулятора» к «щитам». Это означает, что будет вырезан 300-метровый прокат по горе, прямик с быстрым спуском и подъемом метров на двадцать с небольшим градиентом. Причина этой отмены – пожелание участников, посчитавших этот участок неинтересным и слишком «кантрийным». Я был крайне раздосадован этой новостью и хотел бы пояснить причину своего недовольства.
Всю историю проведения гонок клуб «Адреналин» заявлял о себе как об организаторах знающих своё дело, принципиальных до мелочей, заботливых к участникам и строгих к любому нарушителю регламента. И тут, они сами совершают серьёзную, по моему мнению, ошибку – меняют трассу «по заявкам публики» после её анонса. Причем это делается кулуарно, без официального релиза и без объяснения причин. Я, в общем, и сам не сильно в восторге от этой «стены позора» (этот участок был так назван из-за отчетливо просматриваемого со старта каждого участника, которого видно как он едет/идет в горку) и не считаю этот кусок трассы главным её украшением. Но возможность любого, пусть и самого маленького «прогиба» организаторов под пожелания участников считаю недопустимой и ведущей к возможным дальнейшим уступкам, превращающим гонку в бардак. Трасса и регламент гонки после их релиза должны быть неприкосновенны как для индусов - священная корова. Для демократии есть своё время и место (до анонса гонки и после финиша её последнего участника). Именно тогда можно высказывать пожелания и указывать оргам на их ошибки, что, собственно, только сейчас я и делаю.
Скатив трассу, я отправился на регистрацию и попытался прояснить ситуацию у организаторов. Информация о переносе места старта устно подтвердилась, я озвучил своё мнение на эту тему, и мне было сказано, что по окончании регистрации будет внутреннее совещание с обсуждением произошедшего и принятием окончательного решения.
В день гонки, поднявшись на гору за полчаса до начала гонки и переодевшись, я увидел машину Максима Бужора, бессменного стартового судьи, направляющуюся к «законному» месту старта. Это меня обрадовало, и через несколько минут я покатил туда же. Разметка, рекламный баннер и стартовая машинка указывали на то, что организаторы всё-таки проявили характер. Однако в течение последующих десяти минут распоряжением организаторов стартовый городок был разобран и перевезен к «щитам». Удивило меня ещё и то, что стартовый судья не был проинформирован о принятом накануне решении…
В моих глазах это был единственный «косяк» организаторов, хотя со стороны многих участников младших ветеранских категорий и Элиты, стартовавших следом за нами, было упоминание о неочевидной разметке, приведшей райдеров к временному штрафу. Никак не могу это прокомментировать, так как проблема разметки меня не коснулась.
Итак, гонка началась. С минутным интервалом, один за одним, стартовали участники. Сначала Женщины, за ними - Андеры (до 23 лет), Ветераны, Мастера и Элита. Я открывал заезды своей категории. Передо мной стартовала сильная молодежь, после них - пятиминутный интервал, так что вероятность обгона была никакая, что не могло не радовать.
Поддерживаемый напутствиями своих друзей, я стартовал. Весь верхний участок я постарался проехать в бодром темпе, однако хотел сохранить силы для каменной съезжалки и подъема, ожидающего меня после неё. На тренировках каменную секцию я проезжал очень нестабильно, с постоянной угрозой жестко разложиться в камнях. Если честно, мне вообще удалось её съехать уверенно и чисто только 1 раз из более десятка попыток. Как ехать её с хода, на высоком пульсе, я вообще не представлял. Подумал: «Если правильно зайду в траекторию – рискну. Нет – побегу пешком». Не зашел. Потерял на пешке в этом месте секунд 15-20, снова прыгнул на байк и поехал дальше. Подъём к «Лысому Ивану» и рваный прокат по траверсу дались непросто. Я выжал там все остававшиеся у меня силы, зная, что за ним следует участок с пологим прямым спуском, где можно будет немного отдышаться. Так и случилось. К небольшому подъёму и следующему за ним длинному спуску поперек склона к дороге я подкатил отдохнувшим и проехал косые траверсы довольно быстро и почти без ошибок. Снова небольшой подъем по грунтовке и – вход на новый участок, пожалуй, лучший на всей трассе. Море слепых поворотов, спусков и залетающихся с хода подъемов. Рай для любого трейлрайдера! Поддерживать постоянный ритм очень помогла прикатка этого участка, сделанная накануне. От целины из листьев и веток не осталось и следа, палки и бревна убраны, а листва раскатана сотнями пар покрышек. Наслаждение этим участком было немного омрачено почему-то внезапно и сильно затекшей кистью правой руки. Настолько затекшей, что я не чувствовал пальцев и работал рычагом заднего тормоза кое-как, часто перетормаживая и теряя скорость. Из-за постоянно меняющегося рельефа и поворотов нет никакой возможности снять руку с руля и встряхнуть кистью, чтобы хоть немного таким образом восстановить её чувствительность. Первый раз у меня такое случилось, не могу понять причины.
На выкате из леса я увидел тень, явно обозначающую, что еду я не один. Кто это? Стартовавший после меня Володя Петров? Нет. Оказалось, что это Вадим Савельев и везет он мне уже 2 минуты. Вот это скорость! Я подвинулся, пропуская его и меня аж ветром обдало! Кисть по-прежнему работала кое-как, но я решил уцепиться за Вадима и ни в коем случае попытаться не отстать, используя его как ориентир для торможений, поворотов и прохождений ритм-секции финального участка, куда мы уже подкатывали. Не припомню, чтобы я ездил так быстро! Успешно обогнав одного из «андеров», мы догнали участницу гонки. Вадос зычно попросил её пропустить, она подвинулась, но, видимо не ожидала, что должна пропустить двоих. Мне пришлось сойти с траектории, чтобы не въехать в неё, а между тем Вадос начал от меня уезжать. До финиша ещё метров 500 и оставаться без такой поддержки мне совсем не хотелось. Я постарался добрать его, но расстояние между нами неумолимо увеличивалось. На финиш мы приехали с разрывом в метров 15…
Не глядя на свой результат, я ушел на полянку, где отдышался и стал наблюдать за остальными участниками, приезжающими на финиш. Только после того, как приехали Мастера 35+, я пошел посмотреть результаты участников своей категории… Удивление и радость! Я – третий с небольшим, почти полторы секунды, отставанием от занявшего второе место Юрия Исаева. Четвертый – Владимир Петров в угрожающих мне трех секундах! Плотненько. Я подошел к Вадиму, поздравил его с победой и поблагодарил за невольную помощь.
А участники по одному и пачками приезжали на финиш. Еда и горячий чай, традиционно предложенные организаторами и волонтерами, как обычно, были очень своевременными и вкусными. А впечатления участников о трассе и гонке – интересными. Я начал забывать, что был обижен переносом старта и решил не портить своим нытьём людям праздник.
Награждение прошло весело и мокро. Мы, Ветераны 40+, устроили зрителям и маленький представление на подиуме, зато остались сухими. ))
Позже, когда в сети появились финишные протоколы, путем несложных арифметических вычислений я установил, что занял 24-е место в абсолюте (99 участников), что считаю для себя неплохим результатом. А ещё я рад отметить подиумы моих друзей и сокомандников, выступавших в Элите – Кирилл Бочаров (GT) занял пятое место, а Женя Шипилов (Norco) – третье.
Спасибо организаторам за очередной праздник, подаренный большим и маленьким любителям Эндуро. Вы делаете большое дело и много людей благодарны вам за это. Ну а здоровая критика идет этому делу только на пользу. Всей команде клуба «Адреналин» - почет и уважение! От души!
Фотографии - Евстафьев Алексей, Кислинский Алексей.