В спорте высоких достижений, где победителей часто определяют десятые
секунды, атлеты готовы идти на всё, чтобы получить перед соперниками
даже самое маленькое преимущество. Сегодня уже доказано, что в
отодвигании пределов усталостного порога «умственный фитнес» важен не
менее чем физическая подготовка, особенно в соревнованиях на
выносливость. Что же это такое? За разъяснениями редакторы RedBull UK
обратились к одному из сильнейших гонщиков эндуро Дэну Афертону, задав
ему несколько вопросов о том как «заточить» свой мозг на гонки.
Насколько важно «умение настроиться» при подготовке к гонкам эндуро? Для
меня дни ожидания больших гонок эндуро схожи с ожиданием шторма, в
котором непременно окажешься и который непременно надо победить. Перед
гонкой мне важно хорошо прикататься и выстроить в голове курс будущей
трассы. Тренировки на трассе – это большая работа, но затрачиваемые на
неё усилия несравнимы с тем, что нужно сделать, чтобы полностью
настроиться на гонку. В том числе - на сопутствующие ей усталость и
боль, с которыми придется столкнуться.
Eсть ли у тебя какие-либо специальные упражнения, правила, суеверия, методики визуализации и т.д.?Одно
из главных моих правил, дополнительно дающих шанс на победу – выходить
на старт гонки совершенно спокойным. Перед гонкой, когда уже всё к ней
приготовлено, я обычно слушаю музыку, много музыки и вообще, стараюсь от
всего отвлечься, чтобы выйти на старт на 100% свободным от любого
стресса. Я уверен, что любое ненужное напряжение (например, последняя
проверка готовности) перед стартом немедленно начинает высасывать из
райдера его энергетические запасы.
Есть ли возможность
отодвинуть, преодолеть психологический барьер так же, как можно
поступить с физическим? Как ты это делаешь (если делаешь) в гонке?Несомненно,
что этот барьер – более непоколебимый, чем физический, успешная работа с
которым обычно происходит во время тренировок в межсезонье.
Психологический барьер не зависит от того, насколько ты силен и
тренирован, его преодоление всегда одинаково мучительно.
Какую
роль в гонках эндуро играют эти «игры разума»? Есть ли у тебя
какие-нибудь примеры того, когда они становились первичным фактором,
решающим «победа или проигрыш»?Когда я перешел в Эндуро из
спринтерских дисциплин, таких как BMX и Даунхилл – я и близко не был,
как мои соперники, подготовленным физически к новому для меня формату
гонок и больше полагался на настрой и опыт. Например, на Megavalanche
2013, я сражался с Реми Абсалоном (Remy Absalon) на протяжении почти
всей, этой изнурительной 30-километровой гонки. Я не могу вспомнить, где
я ещё так нервничал… При этом было очень холодно, мы в 5 утра должны
были отправиться к месту старта… Я знал, что Реми тогда был намного
сильнее меня, но ещё я знал, что, если смогу усидеть у него заднем
колесе, то получу шанс.
В
течение гонки мы несколько раз менялись местами, но я понял, что если
смогу удержаться за ним – приеду на подиум. Буду по привычке включать
«спринтера» - потеряю всё. Так и ехал за Реми вплоть до финишного
подъёма (в этой гонке Дэн финишировал третьим). Это был как раз тот
случай, когда мой разум выиграл у моего тела.
Каков твой тренировочный план и как в него вписывается ментальный тренинг?Мои
тренировки всегда довольно интенсивны. Но даже когда я не тренируюсь, я
пытаюсь видеть во всем, что я делаю тренинг, идущий мне на пользу.
Например, я провожу много времени, занимаясь строительством и полагаю,
что это мне помогает, ведь часто я оказываюсь в таких условиях, после
которых любая гонка покажется легкой прогулкой!