Велосипеды GT | Новости | GT: Крымские хроники. Второй сезон. Часть первая – За новым в Новый Свет
закрыть

Подбор велосипедов

Горные велосипеды

Гарантия

Общие вопросы Рамы Компоненты

GT I-Drive

Новый I-Drive

Cервис

Ремонт Уход и хранение

Новости

все новости

GT: Крымские хроники. Второй сезон. Часть первая – За новым в Новый Свет

07.06.2018, 15:42

Четыре разведывательные поездки с «элементами портажа и фрирайда», совершенные в прошлом году Алексеем Кислинским по крымским маршрутам, оказались интересными и познавательными настолько, что мы решили поддержать идею нашего трейл-следопыта продолжить серию путешествий. Тем более, что отчеты Алексея получили немало положительных откликов, в которых читатели пожелали «продолжения банкета», а сам Алексей признался, что что-то в его историях осталось недосказанным… Почему? Об этом он поведает сам.

Привет! Да, после того, как мы проехали две «радиалки» с финишем в Приветном и Коктебеле, между ними остался неизученным довольно большой кусок полуострова, и я почувствовал зуд, снова зовущий в дорогу. Чтобы утолить его, я обратился к трейл-экскурсоводу Жене Олейникову и, под обещание повысить его в звании из «заслуженного» в «народный», предложил снова «удивить», возглавив экспедицию, но уже в рамках уже выбранного мною района ЮБК. Маршрут только вырисовывался, дата выезда ещё не была точно определена, а Володя Новожилов и Эдик «Джез» Казарицкий уже заняли места в салоне Фокс-Мобиля. Наконец, день Х настал: ранним утром 27 мая наш бусик отправился на восток, чтобы приземлиться где-то посередине между Белогорском и Старым Крымом – возле поселка Земляничное, откуда начали движение на юг.



Забегая вперед, хочу сказать, что маршрут оказался более скупым на достопримечательности, чем тур в Коктебель, менее выживательным, чем посещение Чернореченского Каньона, и не таким эпичным в плане описания исторических мест и происходивших там событий, как наши поездки к Ак-Кая или в Бахчисарай. Поэтому образовавшиеся пустоты я заполню собственными впечатлениями от маршрута и попробую разобраться с мыслями на тему «а зачем всё это?». И конечно, приправлю их крышесносибельными видами, частично отвечающими на этот вопрос. Поехали!

Съехав с трассы Р-23, мы выгрузили велики, нацепили рюкзаки и пологой грунтовкой покатили в Земляничное. Поселок как поселок, таких много в Крыму: домики с огородами, утопающие в майской зелени, магазинчики, памятник партизанам и центральная улица – конечно же, имени Ленина.



Прошив поселок насквозь, мы снова выехали на грунтовую дорогу, уводящую в лес. Довольно сильно разбитая автомобилями, с лужами в колеях после недавних дождей, плавными подъемами и спусками, приправленная парой «торчков», она напомнила подъём от Виноградного к Ай-Иори, пока постепенно не превратилась в полузаросший даблтрек и вот почему.



Проехав еще немного вперед, мы уперлись в овраг, обрамленный старой каменной кладкой, служившей когда-то основанием моста, ныне несуществующего. Местные жители именуют это Чертов Мост. Его оригинальное название - Улан-Баглан (в вольном переводе: «связанные в узел растения», видимо, изначально в его основе лежали бревна, перекинутые через овраг). Позже он был перестроен, и, будучи уже каменным, мост был взорван во время ВОВ партизанами, а позже так и не был восстановлен, так как дорога из Земляничного на юг не имела транспортного значения. Заброшенная, она используется туристами и в картах именуется маршрутом с безликим названием «Тропа 196».

Мы не стали возвращаться к развилкам и искать объезд (напомню, разбитость дороги явно намекала на её частое пользование), а просто пешком сковырнулись в овраз и выгребли на другую сторону, чтобы покатить дальше и выше, к перевалу Маски.



Вообще, каждая из наших поездок хотя и была намечена по карте пеших троп и грунтовок, но подразумевает поездку почти «вслепую», а значит – встречу с «нежданчиками» и «обломами», заставляющими спешиваться. Ни в прошлом году, ни в этот раз я не выпытывал у Евгения подробности наших маршрутов, только точки старта и финиша. Во-первых, в этом нет смысла, так как большая часть пути и для Жеки в новинку, а во-вторых и главное - готовность к ним означает определенный ментальный настрой, отсутствие которого вызывает то самое чувство, именуемое «безыдейностью» предприятия, на которое мы подписались.

Я неоднократно говорил о важности происходящего в голове, как главной составляющей, определяющей отношение к трейлам, подъемам к ним и вообще, тому или иному виду катания. Поэтому мысль №1: наше сознание является фактором, определяющим не только наше катание, но и его восприятие. Если проще: «Научись радоваться любым происходящим с тобой мелочам. Каждую минуту». Тараканы, сидящие в моей голове, всеми лапками голосуют за разнообразие в катании. В равной степени я буду рад как черным трассам байк-парков, эндурному «выживалову на время» и горным «эпикам», так и вылазкам, подобным этой, с дорогами, «пешками», колючими кустами, в кровь раздирающими руки, и экспериментами над собственным организмом.
В этом и есть мой посыл всем вам: всегда сохраняйте позитивный настрой, даже после многочасового «терпелова» вы отхватите лишь двухминутный кусочек счастья, именуемый «флоу». Ваш главный приз – опыт. Негатив в голове – вот та самая безыдейность. Именно поэтому я всегда держу голову свободной от него, оставляя в ней место для впечатлений и новых знаний, полученных во время разведывательных маршрутов, мотивации снова сесть на байк и ехать на закатанные до тормозных колей домашние алуштинские трейлы, поднимаясь к которым, снова строю планы оказаться в новых местах. И буду рад им, даже если катание будет происходить в режиме «туризм». Новое, каким бы оно не было, это всегда приключение, и это замечательно!



Дорога, поднимающаяся к перевалу Маски, в некоторых местах укреплена стенками с каменной кладкой. Кто и когда их построил – выяснить мне не удалось. Сам перевал настолько неочевиден, что его можно не заметить, даже находясь на нем. По легенде, помимо обитающих здесь зверей, Маски – обиталище древнего типа нечисти – навьи. Это духи тех, кто умер в расцвете лет и сил, в ком было слишком много жизни, чтобы просто так с ней попрощаться. Говорят, они не опасны что днём, что лунной или звездной ночью. Их стихия – туман, часто навещающий перевал Маски. Тогда навьи принимают вид близких человеку людей и выкрикивают его имя, пока жертва не упадёт в овраг или с обрыва. Причем в тумане они проявляются как лицо-маска. Может быть, поэтому перевал так и называется?  Зачем они это делают, никто не знает. Быть может, страдания упавшего питают призраков, давая им силу, а быть может, это их способ мести всем оставшимся в живых?



Отметившись возле непонятного заброшенного строения (пост лесничества?), мы начали движение по ещё одной пешеходной тропе, спускающейся вдоль речки Ай-Серез (Святой Сергий – греч.). Воды у нас было в избытке, так что на родник Маскин-Чешмесы заезжать не стали. Лесной трейл оказался несложным и веселым, как раз то, что надо, чтобы добавить нашему путешествию немного драйва. Не останавливаясь, мы проскочили мимо нескольких туристических стоянок. С удовольствием отмечу полное отсутствие на них мусора, как следствие либо сознательности посетителей, либо заботу сотрудников Судакского лесничества.



Вскоре тропа опять пошла в гору, на гору Лялель-Оба (Вершина Тюльпанов - тюрк.) и во время неспешного закрута с элементами восхождения я снова задумался о приятностях, которые можно подчерпнуть из этого тура, чтобы ими поделиться. Пока мы ехали по лесу, ничего особенного не происходило, разве что каменные секции временами бросали вызов апхильному скиллу. Но как только мы вышли на открытый участок… Человек получает информацию посредством шести органов чувств. Так вот: около 90% восприятия окружающего нас внешнего мира происходит через глаза. В данном случае я говорю об открывшимся нам видам, простирающимся до горизонта. Ещё одна мысль, которой хочу поделиться и назову её №2 – слишком очевидная, чтобы раскрывать её смысл и более чем достаточная, чтобы, следуя ей, ехать в новые и новые горные локации, не испорченные цивилизацией.



Цветочному названию Лялель-Оба обязана россыпям тюльпанов, распускающихся в её объятиях каждую весну. Тюльпаны – цветы, любящие равнины, удивительно, как они смогли прижиться на почти 800-метровой высоте? К сожалению, мы опоздали к их цветению, так что после майской жары и начавшей выгорать на солнце травы, на горе нас встретил только волнующийся на ветру ковыль. Кроме этого, Лялель-Оба - одна из вершин горного хребта Орта Сырт, откуда можно увидеть почти все окрестные горы. А в хорошую погоду видно даже Бабуган, возвышающийся на горизонте. Не скажу, что с погодой нам не повезло, но достаточно сильный ветер тащил с востока облака, рассыпающиеся над нашими головами и норовил сдуть с нас тропы во время скоростного проката по гребню одного из отрогов «Горы Тюльпанов».


Впрочем, он же становился помощником, когда тропа поворачивала на запад, подталкивая в спину даже в тех случаях, когда тропа вела в подъем.



Ландшафт, открытый не только всем ветрам, но и взорам, действительно впечатлял свой красотой и застывшей монументальностью. Жека воспользовался этой возможностью, чтобы показать нам особенности маршрута, ожидающие нас, прежде чем мы выйдем к побережью. И это были ещё три горы с длинными хребтами…



Первая из них - Сунгурегрег-Кая (сунгу – шило; эгер, эгерек - седло, седловина; тюрк.), ещё одна, двуглавая вершина Орта Сырт. После чего нам предстоит спуститься вниз, чтобы сразу подняться на следующий хребет - Теркез-Оба, где запланирована остановка для ланча.
 


Планирование маршрута по пешеходным тропам – это своего рода лотерея. Если спуск с Маски немного напомнил укороченный вариант Южной Тропы на Демерджи, то Лялель-Оба попрощалась с нами густыми зарослями, обрамляющими каменные россыпи с очень крутым уклоном.



Конечно, было немного обидно терять высоту, не сидя на байке, а волоча его рядом с собой и внимательно смотря под ноги, но отступать было уже некуда. Оставалось надеяться, что тропа всё-таки наградит нас за терпение, и мы использовали любую возможность, чтобы преодолеть хотя бы пару десятков метров способом, напоминающим катание. ))


Почти каждый перевал, покоренный нами в этот день, наряду с пешеходной тропой имеет опцию в виде спуска по грунтовкам (или их подобию), но мой мозг всегда протестовал против любого вида дорог, если они ведут вниз. Я и сейчас считаю такой способ передвижения большей безыдейностью, чем трудности, с которыми мы успели столкнуться. Напомню, мы ехали вслепую, шанс вдруг оказаться на «той самой» тропе, именуемой «раем для АМ-щика» никто не отменял, поэтому риск пройти часть спуска пешком считаю оправданным. Награда в виде интересного сегмента будет, её не может не быть! И, если уж совсем откровенно, именно в них и получаются самые сочные фото, украшающие каждую из моих историй.



Подъем к Теркез-Оба также выдался большей частью пешим, но тут уже роптать нет никакого смысла, как нет его и в домашних восхождениях, например, на Чатыр-Даг или Куш-Кая. Снова занятый своими мыслями, на этот раз озвученными в предыдущем абзаце, я поднялся на гору, всё ещё полный бодрости, сил и в прекрасном настроении.



Волнистая вершина массива с уходящей далеко вдаль тропой и ветром, задувающим в спину, сделала следующие несколько минут жизни совсем прекрасными. Мысль №3: «Сознательное терпелово всегда вознаграждается. Закон кармы. Просто жди своего часа» получила очередное подтверждение и следующие пару километров мы буквально пролетели над позвоночником хребта, на зависть группе пеших туристов, страдающих на встречном курсе и предусмотрительно отошедших в сторону с тропы, пропуская нас, за что им спасибо.



С ходу залетели в очередной подъем, потом десяток вертикальных метров «портажа» через каменную секцию, прокат через небольшой лесок и выезд на южное окончание Теркез-Оба, где, укрывшись от ветра, мы решили перекусить. А прямо перед нами лучами расходились ещё три хребта, ожидающие выбор Жеки: какой же из них удостоится чести стать обкатанным нашей группой?



Выбор пал на самый длинный - Юхары-Теркез, подъем на который показался самым дружелюбным. Действительно, закрутить на его спину оказалось несложно и через несколько минут мы снова получили возможность «летать», правда «низэхонько», так как ветер теперь стал боковым, то и дело демонстрируя свой характер. Даблтрек, проведший нас по всему позвоночнику хребта стал спускаться в лес, а мы покинули его, снова сыграв в лотерею: свернув на туристическую тропу, уводящую к водопаду Су-Чаптран (мчащаяся вода – тюрк.), падающему с высоты четырехэтажного дома, довольно активному в межсезонье, но полностью пересыхающему к лету.



Главного приза лотереи – флоу-трейла мы не выиграли. Тропа, каменными каскадами спускающаяся вниз, вновь сделала велосипеды лишним атрибутом в этой игре. В качестве компенсации, мы обкатали несколько интересных сегментов в высыхающем русле речки Кутлак (в нижнем течении Баглар-Узень), из которой и вываливается Су-Чаптран.



В нижней части тропа ожидаемо стала проезжаемой, и мы выкатили к чуду инженерной мысли – бетонному арыку, собирающему «Мчащуюся Воду» для орошения виноградников Кутлакской долины. В отсутствие воды, ребята заполнили русло арыка собой и весело прокатили по нему метров триста, компенсировав пешее унижение, испытанное в течение последнего получаса.



Проехав мимо виноградников, мы выехали на окраину поселка Веселое (естественно, имеющее прежнее название Кутлак), за которым появилось море как символ скорого окончания нашего маршрута.



Выкат на Судакское шоссе и что? Жека, это всё, финиш? Да не тут-то было! Пара километров по шоссе на запад, поворот налево и снова вверх, к вершине массива Караул-Оба (Дозорная вершина), возвышающемуся над морем и оскалившимся в его сторону своими многочисленными зубцами и нависающими скалами. Ещё один подъем? Всегда готовы!



Жека определил для нас наиболее щадящий путь наверх – грунтовой дорогой, поднимающейся на 350 метров к северной вершине. Градиент оказался достаточно комфортным, чтобы не подниматься пешком, но обильный «каменный горох» укрывающий дорогу вынудил в паре мест спешиться и прогуляться. Ветер к этому времени стих, облака окончательно рассосались, солнце основательно поджаривало, а мы начали ощущать первые признаки усталости.



Выбравшись наверх, немного отдохнули и осмотрелись. Нам предстояло проехать на южную вершину Караул-Оба через довольно глубокую седловину с рельефом, оказавшимся интересным для движения вниз и непростым для преодоления его вверх, оставаясь на колесах.



К этому времени прошло более шести часов, как мы покинули Фокс-Мобиль, и, несмотря на батончики мюсли, регулярно подкидываемые в наши топки, непоколебимым в своей бодрости оставался лишь боевой настрой, усиленный словами предводителя, что норму перевалов на сегодня мы успешно выполнили.



А прямо под нами расположился Космос – россыпь скал с таким количеством достопримечательностей и историй о них, что это потребует отдельного дня пешего обследования. Если окажетесь в районе Нового Света – обязательно его посетите.



Разорвав глаза от видов, двинули вниз. В этот раз растительность уважительно расступилась, пощадив нас и уклон был вполне на уровне, но каменного «гороха» на тропе было столько, что, я впервые пожалел, что не уделил должного внимания покрышкам своего GT Sensor. Домашние алуштинские трейлы Ай-Иори или Серауз вполне прощают стертый задний полуслик и полуоторванные боковые шипы передней резины, но градиент + беспощадное покрытие трейла способны мгновенно отправить обутый в них байк в неконтролируемое торможение. С весьма вероятным последующим и таким же неконтролируемым кувырканием при въезде в торчащие тут там камни и корни.



Видя, что Жека держит наготове камеру, я включил все свои резервы и выживал, изо всех сил стараясь не показывать, каких трудов мне стоит оставаться на колесах.



Мысль №4 – «Готовься к поездке серьёзно. Наказание за беспечность неотвратимо» пришла лишь тогда, когда тропа начала выполаживаться, а мозг из кончиков тормозящих пальцев обеих рук снова вернулся в голову. Впрочем, я хотел впечатлений – я наконец получил их по самые гланды, хотя и дал себе клятвенное обещание не лениться и не экономить, выезжая в незнакомые места на байке, обутым в лохмотья. Название культовой видовой площадки под Космосом - Поляна Рая, куда мы выкатили, стало символичным финалом этого спуска.



Рай, куда мы попали, позволил мне немного прийти в себя и насладиться прекрасным видом на финальную точку сегодняшнего маршрута – мыс Капчи́к (с ударением на последнем слоге, пещерный - тюрк.). Но до него ещё нужно доехать, а точнее - сначала немного снова пройти, так как почти сразу после видовой площадки тропа (шо, опять!?©) сваливалась вниз каменными уступами размера, доходящего до половины человеческого роста.



К счастью, это «удовольствие» длилось недолго и было с лихвой компенсировано парой километров гладкой ухоженной флоу-тропы, идущей над морем в сторону мыса.





Мыс Капчик, куда мы скоро выехали – не только очень красив, но и хранит в себе массу легенд и историй.  Это риф, своей формой напоминающий гигантского ящера, на 300 метров вгрызающегося в море и разделяющий Синюю (Разбойничью) и Голубую (Делилиманскую или Царскую) бухты.



Он содержит в себе множество и гротов и пещер (в том числе и сквозную, соединяющую бухты 80-метровым коридором), которые продырявили его как сыр. В давние времена они привлекали пиратов, прятавших в них свои сокровища. Отсюда и получил свое название – Пещерный. Бывшее владение князя Голицына, любившего принимать здесь гостей.



Капчик стал финальной точкой нашего сегодняшнего маршрута, и, всё что нам оставалось совершить – это проехать по нему так далеко, насколько позволит тропа, траверсом петляющая над морем.

Сделано! Теперь можно расслабиться и решить, как выехать к точке сбора, чтобы вернуться в Алушту.



Путь в Новый Свет, где уже нас ждал Валера, можно проделать двумя способами. Мы решили не толкаться с велосипедами с многочисленными туристами, гуляющими по легендарной Тропе Голицына и осматривающими её достопримечательности и открывающиеся с неё морские виды, а обогнуть Коба-Кая (Гора Орел) со стороны суши. Тем более, беглый внешний осмотр показал, что Тропа с её лестницами и сужениями мало привлекательна для катания, если только вы не хотите проехать её «для галочки».



Так мы и поступили. Между тем солнце стало клониться к закату, а усталость в ногах, давшая о себе знать ещё на вершине Караул-Оба, постепенно разлилась по всему телу. Усталость приятная, потому что, несмотря на все трудности, с которыми мы столкнулись сегодня, впечатления после знакомств с новыми местами, новые знания и приобретенный опыт действуют на организм как мощный энергетик.   
    
Я очень надеюсь, что однажды найду в себе силы оставить байк дома и вернуться в Новый Свет, чтобы поближе познакомиться с Космосом, осмотреть пещеры Капчика, спуститься в Синюю бухту и погулять по Тропе Голицына, заглянуть в грот где была его винотека, и посетить оба его дворца. Думаю, что в Новом Свете находится немало интересных мест, достойных внимания. Вдруг это будет ещё одна история?



Пока мы ехали к машине, ко мне пришла последняя на сегодня мысль: №5 – «Любопытство – не порок, а жажда познания». Возможно, с возрастом я стал более сентиментальным и чутким к романтике. А может, лишившись бешеного ритма жизни в мегаполисе, захватывающего всё сознание, я стал больше фокусироваться не на собственной персоне и бытовых заботах, а на окружающих меня местах и событиях… Так или иначе, удивительное место, в котором я сейчас живу, с его красотой и историей, разнообразием и неповторимостью манит к исследованиям каждого своего уголка и вызывает страх что-то пропустить, не увидеть, не узнать, не прикоснуться… И не рассказать потом об этом. Уверен, что где бы вы не жили, ваши места также таят в себе немало интересного. Будьте любопытны и будете вознаграждены так же, как и я. На этом всё.      

До свидания, и Новый Свет, и Судак и Генуэзская крепость…



Трек маршрута от мистера «невозмутимость» - Вовы Новожилова:



Благодарности:
Своим друзьям и попутчикам: Эдику, Володе и Жене за идеи, стойкость, компанию и фотографии.
Фокс-Мобилю и Валере: за трансфер и терпение.
Сети Триал-Спорт: за доверие и поддержку.

PS. Крымская история всё равно осталась недосказанной. Так что не прощаюсь. Увидимся в её финале.

подробнее
подробнее
подробнее