Воспоминаниями о летних съемках фильма "VVC Force 2015", в которых
принял участие райдер команды GT Евгений Курников, делится его друг и
соратник Валерий Бекишев.
ПРОЛОГ
Жизнь идет своим чередом. 10 лет назад зародился наш хоум-спот. Тогда
было сложно представить, что наши кочки разрастутся до тех размеров и
траекторий, которые есть сейчас. Было сложно представить, что на
памп-треке будут гонять наши дети. Нам посчастливилось: спот почти не
посещали вандалы, и местное население из частного сектора не
заинтересовалось нашими деревянными постройками в качестве топлива для
своих печей. Мы смотрели фильмы, строили планы и тогда, из-за отсутствия
опыта и возможностей, получалось мало что. Шли годы: менялись события,
люди, ориентиры – а нам повезло, мы не слились и продолжаем развивать
свой спорт.
НАЧАЛО
Новость о съемках нового «VVC Force» была как гром среди ясного неба.
Без преувеличений. Вспоминая прошлые фильмы ребят: 2009, 2010 года – их
ждали, в них верили, их скачивали, переписывали на диски, засматривая до
дыр. По ним учились. Это сейчас каждый, кому не лень, умея пару трюков,
сразу бежит снимать свое «хау-ту»… Тогда этого не было: тогда были в
почете кнопка «пауза» и функция «замедление воспроизведения» в плеере. И
тут новость от Жени Курникова в режиме повышенной секретности:
– Я участвую в новом «VVC Force»!
– Да ладно! Когда, где?
– Пока вопрос открыт, но с большой долей вероятности, съемки будут на нашем дерте, в Чите.
Не зная подробностей и всего прочего, я мог сказать только одно:
– Я в теме!
Прошло полгода. Август. Билеты куплены. Спот радикально перестроен. В
голове каша от предстоящих событий. И вот к нам прилетел Иван Андрианов –
организатор, режиссер, монтажер и главный оператор будущего фильма.
Скоро все начнется.
На время съемок Женя и Ваня жили вместе в пустой съемной квартире у
нашего друга Жоры. Складывалось впечатление, что они оба приехали в этот
город впервые, потому как Женя практически не появлялся у себя дома. Их
утро начиналось с рисовой каши приготовленной Ваней по особому рецепту,
и несколькими кружками кофе. Затем вся необходимая съемочная аппаратура
компактно упаковывалась в рюкзак, и они выдвигались на дерт. От места,
где они жили, до дерта было около 3 км. Путь пролегал через центральную
площадь, что послужило хорошим поводом поближе познакомить Ваню с
городом, и сделать несколько интересных кадров. Времени на экскурсии
было не так много, как хотелось бы. Сроки поджимали. День пролетал
мгновенно, оставляя приятное чувство важности сделанного.
Вечером мы все вместе собирались на квартире и делились эмоциями от
проделанной за день работы. Хотя работой сложно назвать то, что мы
делали. В тот момент – мы чувствовали жизнь в полном ее проявлении. Женя
признался, что за все время катания на своем споте он никогда не
чувствовал такой силы и энергии, какая была во время съемок «VVC Force».
Вечер заканчивался ноткой ностальгии. Мы пересматривали практически все
части «VVC Force» и «LSVM» по которым росли и стремились догнать
столицу, как в катании, так и в уровне съемок.
СЪЕМКИ
День первый для меня омрачился срочными рабочими делами. Пока
парни встречались из аэропорта, расселялись, планировали съемки и
начинали их же осуществлять, я мотался по съемкам производственным. К
моменту, когда я приехал на дерт, там было тихо: Женя не прыгал, Ваня не
снимал, складывалось ощущение, что все уже сделано, и я все пропустил…
Оказалось не все! Пережидалась дневная жара, и обсуждались будущие линии
и связки. Я, боясь упустить ценный кадр, достал камеру. Из съемочного
оборудования у Ивана была беззеркалка Panasonic на стедикаме с китовым
объективом с широким диапазоном фокусного расстояния для того, чтобы
можно было быстро перестраиваться на съемку с рук и обратно на стедикам.
Женя так же предложил своё фирменное роторное «хенд-мэйд» крепление для
GoPro, которое впоследствии использовали для некоторых монтажных
перебивок.
Я предполагал, что моя помощь может понабиться в качестве второго
оператора (т.к. съемочное время было ограничено), но Ваня сообщил, что
ему важнее фотографии для истории и я могу заняться своим любимым делом –
фотографированием. И понеслось.
ТРЮКИ
Давно замечено, что на камеру трюк берется гораздо сложнее, даже если ты
в обычном режиме делаешь его 10 из 10. Немного давило на меня, да и на
Женю, наверное, тоже ощущение того, что это были не совсем обычные
съемки. Не съемка профайла или эдита выходного дня, была
ответственность, что нужно сделать что-то большее, чем мы можем, выйти
за грань. Как показало время, мы были готовы к этому. Нужно было только
начать. Что-то бралось с первого раза, на другие трюки уходило десяток
попыток – главное все, что задумывал Женя, он поставил – и не менее
важно, что мы смогли все эти лучшие попытки снять с нужного ракурса.
ПозжеВаня признался, что был удивлен тому, что с Женей за неделю сняли
тот набор трюков, который в Москве снимали около года со всеми другими
райдерами.
ДОЖДЬ
Несколько дертовых съемочных дней были позади. Оставалось
буквально доснять пару трюков, как погода внесла свои коррективы в наши
планы. Недели непрерывной летней жары были прерваны начинающейся грозой.
Земля парила, крупные капли пока медленно и неохотно падали с неба. По
лицу Жени было понятно, что он сделал не все, что хотел. Дождь
усиливался. Мы прятали камеры под пакетами, ждали команды на старт.
Райдер едет. Я до последнего не знал, какой трюк Женя оставил на
«десерт». В такие моменты время останавливается: медленно веду камеру за
приближающимся к вылету райдером. В голове только одна мысль: только бы
не промахнуться с фокусом… Рука рефлекторно нажимает на спуск. В
видоискателе картинка: словно снятое видео 200 кадров в секунду и
замедленное до 25… Кажется, я сам делаю этот трюк вместе с Женей, хотя
сам еще не понимаю, что именно он делает. Два полных оборота, смещенная
ось – это же Cork 720!
Он перекручивает и очень жестко падает на приземление. Немая пауза. Не
говоря ничего, Женя вскакивает, берет велосипед и снова бежит на старт,
дождь ускоряется вслед за ним.
Следующие десять попыток были в режиме – сделай или умри. Чтобы уехать,
ему не хватало совсем чуть-чуть. Он падал, вставал, ехал, вылетал,
крутил, снова падал…
Превратившееся в болото приземление и крутящиеся на руле грипсы,
казалось, не оставляли никаких шансов. В голове все звенело, Женя
жаловался на боль в шее, цепь на его велосипеде уже готова была
заклинить от избытка грязи и мы уже раз 4-й подумали, что всё – это была
крайняя попытка. Но даже тогда он бежал на разгонку и снова пробовал.
Мы удивлялись желанию Жени сделать задуманное любой ценой!
Когда дождь стал шквальным ливнем и попытки перестали быть похожими на
тот трюк, который был запланирован, мы решили остановиться и доснять все
завтра. Прогноз обещал солнечную погоду и минимальную возможность
осадков. Скинув вещи и технику в машину, мы отправились домой. Было
ощущение недосказанности. Ведь почти взял, почти…
На следующий день действительно был тот прогноз, который обещали, но
меня снова поглотила работа. И на спот, доделывать начатое, отправились
только двое: Ваня и Женя. На дерте никого не было. В этот день все было
не так, как обычно. Женя не поехал разминаться на пампе и трейлах, как
будто предчувствуя приближение чего-то быстро надвигающегося, сразу
пошел на стартовый степ-даун. Все мысли, и подготовка велась к одному
трюку, только к одному. Старт, прыжок со степ-дауна, разгон на трамплин,
на котором Женя делает флетспин. Ежесекундно небо темнеет, и едва
колеса касаются приземления – начинается дождь. Потоки воды заполняют
пространство. Свет, атмосфера, – все один в один как вчера. Ребята не
понимали, что происходит с их кармой и почему погода так подставляет.
Они понимали только то, что или сейчас, или никогда. И вот, Женя, только
приземлив свой «разминочный» флетспин, уже бежит на разгонку, скользя
по мокрой земле. Поехал, вылетел, закрутил Cork 720 на мышечной памяти
от вчерашних попыток. Что-то идет не так, и он скидывает байк. Падение.
Приземление, не успев высохнуть с предыдущего дождя, превращается в
болото вновь. «Сейчас, сейчас, понял, сделаю» – то ли сам себе, то ли
Ване говорит Женя и снова бежит на разгонку. Небольшая пауза, где
оставалось только вслушаться в каждую упавшую каплю, ожидая стартового
крика… Старт! Напряжение росло с приближением райдера к вылету. В
видоискателе снова слоу-мо. Вылетает, резко закручивает, замедляется и
очень ровно выкатывает, и это в такой грязи! В этот день было всего три
заезда, и на третий Cork 720 был поставлен…
СТАРТ-ШОССЕ
Закончив с дертовой частью, было решено снять еще несколько эпизодов с
Женей за городом. Место мы выбирали недолго: локация в районе съемок
нашего предыдущего проекта
«Distortion LINE»подходила
как нельзя лучше. На скорости около 40 км/ч, Ваня снимал на ходу из
открытой пятой двери автомобиля, активно крутящего педали Женю, на
старом байке «Старт-Шоссе». Было много дублей. Проезжали несколько
километров, разворачивались и ехали обратно в таком же темпе.
В конце дня мы решили отпраздновать завершение съемок и познакомить
Ивана с местной бурятской кухней. Буузы, которые правильно естьруками, а
не вилкой – я думаю, запомнятся ему надолго.
Ну, а после, все вместе мы снова отправились на свой дерт, где по
семейной традиции провели всю ночь у костра за разговорами и гитарой.
ЭПИЛОГ
27 декабря состоялась премьера «VVC Force 2015» в Москве. 8 января
состоялась интернет-премьера. То, что мы увидели в финальной версии
фильма, до сих пор не отпускает. Получился в хорошем смысле велосипедный
психологический триллер. Его создателю удалось сделать то, чего не
удавалось никому в отечественном велокино. Мы видели, как он работает. И
сейчас сопоставляя, все детали и факты со съемок и кадров из фильма –
все становится на свои места. Ни одного движения Иван не делал просто
так: складывается ощущение, что он монтировал фильм в голове по готовому
сценарию, уже во время съемок каждого плана, каждого трюка и простой
перебивки. Самое главное, в этом всем есть смысл. Немногие его поймут,
но те, кто поймут, свое дело не бросят. И мы не бросим, несмотря на все
трудности, будем развивать свой спорт – здесь, в далекой Сибири и за ее
пределами.
Это было крутое время. Мы жили любимым делом. Спасибо за это всем, а в особенности Ивану Андрианову и Жене Курникову.
Текст:
Валерий Бекишев
Фотографии:
Валерий Бекишев,
Иван Андрианов