GT: Две медали и одно разочарование на Чемпионате Мира 2015
10.09.2015, 10:07
Андорра. Маленькое государство (княжество), зажатое между Францией и Испанией и ведущее свою историю с 790 года н.э., когда Карл Великий создал некую буферную зону, препятствующую набегам мавров во Францию. Ведущее, в основном, тихую и мирную жизнь в эпоху войн, полыхающих в Европе, благодаря испанскому, а позднее – французскому протекторату. В настоящее время Андорра – один из центров европейского (преимущественно горнолыжного) туризма, доходы от которого составляют почти 80% годового ВВП страны.
Легендарный источник такого дохода – парк Vallnord, расположенный на севере района La Massana, образованный в 2004 году путем слияния курортов Pal Arinsal и Arcalis и входящий в тройку крупнейших горнолыжных курортов на Пиренеях. А всего год спустя после открытия, решением правительства Андорры о развитии туризма в летние месяцы, парк распазнул свои двери для маунтинбайкеров. Вскоре байк-парк стал принимать у себя первые соревнования, накапливать опыт их проведения, так что продолжением такого развития стал этап Кубка Мира, впервые прошедший здесь в 2008 году и сразу сделавший Vallnord и его зубодробительную трассу одним из фаворитов у мировой даунхильной элиты.
Трасса Чемпионата Мира 2015 в большинстве своем уже была использована в мировых событиях, происходивших здесь в 2008 и 2009, когда она была отмечена как «вторая по сложности» после шотландского Fort William. Некоторые изменения, внесенные в неё в 2013 году, принесли Vallnord корону Pinkbike Awards в номинации «Best DH World Cup Track». Трасса нынешнего Чемпионата, имеющая сброс высоты почти 700 метров, получила значительные изменения в средней части и обновлена на выкате к финишу, до которого смогут добраться лишь те, кто сумеет выжить на невероятно сложной 2.5-километровой трассе.
Афертоны хорошо знакомы с Vallnord начиная с их триуфального хет-трика в 2008, когда Рэйчел и Джи выиграли этап Кубка Мира по даунхиллу, а «большой» Дэн взял золото в 4X. С тех пор Рэйчел, пропустив из-за травмы 2009, отметилась здесь ещё одной победой в 2013-м году. Потеряв в прошлом году «радужную» джерси из-за неумолимых 0.08 секунды, Рэйчел, как никто другой, мотивирована на то, чтобы вернуть её. Шесть побед на семи этапах Кубка Мира 2015, закончившегося две недели назад, демонстрируют не только её решимость, но и отменную физическую форму. Джи, как действующий Чемпион Мира, за плечами которого два вторых места на андоррских этапах Кубка (2009 и 2013), также не намерен отдавать свой титул без боя. Но Чемпионат – это Чемпионат. Одна гонка – один победитель. Всё или ничего.
Главную битву сезона пропускает Тейлор Вернон, не отобравшийся в условиях жесткой конкуренции в сборную Великобритании, без сомнения, сильнейшую на планете. Но команда GT Factory Racing будет представлена ещё одним гонщиком – свой билет на Чемпионат получил Мартин Мэйес, который заканчивает свою юниорскую даунхильную карьеру, представляя свою страну – Бельгию. В Андорре он впервые.
Специально к Чемпионату для всех райдеров GT Factory Racing Team приготовлены новые Fury в кастомном дизайне рам, соответствующем цветам национального флага представляемых ими стран. А механики Петр (Piotr Michaliszyn), Марк (Mark Maurissen) и Джо (Joe Krejbich) позаботятся об их технической исправности и настройках.
Пеший просмотр трассы прошел в относительно комфортных погодных условиях, хотя и под сгущающимися тучами. После двух дней дождей открытые участки успели немного просохнуть, а лесные, оставаясь довольно влажными, всё-таки внушали уверенность в хорошем сцеплении на этой трассе с диким уклоном, коварными поворотами, торчащими корнями, каменными секциями, длинными мостами и огромными трамплинами.
Джи Афертон: «Я в полном порядке, трасса мне нравится и, надеюсь, погода будет такая, что гидрокостюм одевать не придется. Ставки высоки и гонка, как и положено на Чемпионате, обещает быть жаркой». Рэйчел: «Я немного нервничаю, Манон (Manon Carpenter) и Pompon (Myriam Nicole) не раз признавались в любви к этой трассе. Я не могу этим похвастать, хотя здесь и выигрывала». Мартин Мэйес: «Я рад присоединиться к даунхильщикам команды GT Factory Racing и снова оседлать большой байк. Несмотря на трепет, я думаю, что получу большое удовольствие от гонки. Трасса длинная, сложная и это замечательно. Только немного волнуюсь за свои руки, надеюсь, что к финишу они не отвалятся».
Первый день тренировок был отмечен резким похолоданием и дождями. Прогноз обещал даже град. Когда на трассу вышли юниоры, а затем – женщины, погода вроде притихла, а трасса, не успевшая промокнуть насквозь, хотя и стала изрядно скользкой, всё ещё держалась, не превращаясь в месиво. Но когда вышла мужская элита, холодный циклон, пришедший с севера, сделал новый прорыв с ранее обещанным градом.
За полтора часа до окончания практики, на трассу был вывешен красный флаг: один из участников упал в нижней части трассы, и для эвакуации ему был вызван вертолет. К концу тренировки на трассе оставалось только пять гонщиков. Одна из команд (как вы думаете, какая?) досрочно покинула тренировку и закатила вечеринку в своём боксе в надежде на улучшение погоды. Мартин, Рэйчел и Джи, выкатав отведенное им время, загрузили своих механиков работой.
Второй день начался с тренировки для юниоров, начавшейся в 8 утра и следующей за ней квалификацией, которая положена только молодежи. Да-да, Чемпионат Мира – особая гонка. Никакой квалификации для взрослых категорий (место гонщика в стартовом протоколе определяется его текущим рейтингом UCI), поэтому «тренировке на время», которая состоится завтра, Элита уделит более пристальное, чем на этапах Кубка Мира, внимание.
И если ранним утром ещё оставались надежды на улучшение погоды, то уже к 9 утра стало понятно, что пятница 4 сентября станет «второй частью Марлезонского балета». Квалификация юниоров закончилась для Мартина Мэйеса третьим местом. А победил в ней британец Лори Гринленд (Laurie Greenland) с результатом 4:58.316.
День закончился тем, что мужская и женская Элита также получили свою порцию грязевых ванн, готовясь к прикидке перед главной гонкой сезона.
Утро субботы для мужской и женской Элиты началось не рано, а очень рано, с первыми лучами долгожданного солнца, выглянувшего из-за гор. Выйдя на утреннюю тренировку, райдеры вдоволь «насладились» трассой, измученной за два прошедших дня дождями и распаханной колесами. Грунт, ставший вдруг свинцовым, открывшиеся новые корневые секции и глубокие колеи заставили райдеров почти пожалеть о закончившемся холодном душе. Но пришло время приоткрыть свои карты и посмотреть, какие козыри приберегли соперники. Замер времени у женщин показал полное доминирование Рэйчел Афертон - 5:39.829 и 19.232 секунд преимущества перед ближайшей конкуренткой Трейси Ханна (Tracey Hannah), которой Манон Карпентер и Мириам Николь буквально наступают на пятки, приехав менее чем в секунде после неё. И это в условиях полной непредсказуемости разбитой в пластилин трассы.
Мужские заезды закончились не очень убедительной победой Грега Миннаара (Greg Minnaar) - 4:49.202. В условиях продолжающейся грязевой лотереи южноафриканская легенда «привезла» победителю Андорры 2013 Реми Тириону (Remi Thirion) какие-то жалкие 0.145, а харизматичному Джошу Брайсленду (Josh Bryceland), в свойственной ему манере отметившему последнюю пару дней, как «самую смешную в сезоне» - 0.311. Первая десятка райдеров впихнулась в 5.5 секунды, что показывает, что им всем или очень весело, или совсем не до веселья. Джи Афертон – 17-й и +12.950.
«Трасса знавала лучшие времена, а сейчас она… просто неприятна. Я решил, что в таких условиях самое лучшее – остаться в командном боксе и расслабиться» - сказал Джи. «Я вышел на «тренировку на время» не сделав сегодня ни одного спуска, наполовину спящий и проснулся, когда глупо упал в одном из поворотов в середине трассы. Завтра будет гонка, и игры кончатся. Все хотят радужные полоски, и я хочу их не меньше остальных».
Воскресный день 6 сентября с самого раннего утра обещал стать ярким и солнечным. Избитая трасса подсыхала, но оставалась намного более зверской и коварной, чем та, какую видели райдеры во время пешего знакомства, когда знакомились с ней.
Первыми главную гонку сезона открыли юниоры, среди которых - молодой бельгийский райдер-эндурщик GT Factory Racing Мартин Мэйес, уже отметившийся победой на втором этапе Кубка Мира 2015 в Fort William. Он сумел справиться с прессингом, «включить фан» и финишировать вторым (4:36.103), сократив отставание от победителя квалификации Лори Гринленда до +3.264 секунды.
«Я очень доволен. Мне нравится даунхилл, особенно когда есть возможность прокатиться с такими замечательными райдерами, с которыми я состою в одной команде. Здесь удивительная атмосфера, в эндуро это нереально. Я не могу привыкнуть к пониманию того, что второе место – это круто, но всё равно я счастлив, ибо это – Чемпионат Мира! Спасибо команде и всем, кто меня поддерживает».
После юниоров поехали женщины. Лесные участки трассы всё ещё оставались вязкими, а колеи и корни расшвыривали участниц в разные стороны с выбранных ими траекторий. Разрыв в результатах достигал 45 секунд, и лучшее время показывали те спортсменки, кто или меньше падал или быстрее вставал. Наконец, первую заявку на подиум привезла швейцарка Эмили Зигенталер (Emilie Siegenthaler), ближе, чем предшествующие ей участницы приблизившаяся к прилично выглядящим на фоне результата вчерашней «прикидки» Рэйчел Афертон 5.5 минутам и потеснившая канадку Кейси Браун (Casey Drown) на внушительные 9.218 секунды. Но интрига в женской гонке началась, когда на трассу выехала француженка Мириам Николь, не только сильная гонщица, но ещё и выступающая за местную команду, а потому хорошо знакомая с трассой. По словам Рэйчел Афертон, именно Помпон представляла для неё главную угрозу. Уже на первой временной отсечке Мириам «везла» швейцарке около 8 секунд, но вскоре была вынуждена практически остановиться из-за проблем, возникшим с её велосипедом. Конкуренции не случилось, Помпон съехала на итоговое 31-е место.
Трейси Ханна проехала довольно бодро, чтобы занять хот-сит (5:18.461), но на горе еще оставались три британки, и каждая из них жаждала победы. Первой стартовала Тани Сигрэйв (Tahnee Seagrave), решившая максимально рисковать. На первой отсечке она чуть опережает Ханну, но на одном из лесных траверсов теряет контроль и вылетает за разметку. Возвращение на трассу занимает у неё тонну времени и… только третье текущее время. Манон Карпентер настроена не менее решительно и агрессивно. Она улучшает время австралийки на 4 секунды на первой отсечке и поднимает планку до 4.5 секунд на второй. Финиш – и результат текущего лидера гонки повержен на невероятные 6.735 секунды.
Пришло время для Рэйчел Афертон. 19 секунд вчерашнего преимущества забыты, ибо 5:11.726, продемонстрированные Манон, оставляют результат победительницы «тренировки на время» далеко позади. Афертон полностью контролирует трассу и выглядит довольно осторожной, но вскоре показывает, насколько обманчиво это впечатление. Она на 3.5 секунды быстрее Карпентер на первой отсечке и почти на 5 секунд – на второй. В нижней секции Рэйчел делает несколько ошибок, тогда как Манон несколько минут назад пронеслась здесь как курьерский поезд. Однако преимущества, заработанного на почти отвесных лесных секциях, равно как и хладнокровия, помноженного на мастерство, хватило Рэйчел, чтобы не растерять его на скоростных участках и на финиш она въезжает с 5:08.488, что обеспечивает ей третью (даже четвертую, с учетом победы на юниорском Чемпионате 2005) победу на Чемпионатах Мира. Эти 3.238 секунды делают Рэйчел Афертон ещё и двукратной обладательницей титулов World Cup Overall Winner и World Champion, завоеванных за один сезон.
Не успев отдышаться после своего феноменального заезда, Рэйчел сказала: «Вау! Я не могу в это поверить! Я полностью выложилась. Я знала, что гонка будет трудной, но не представляла насколько. Я очень хотела вернуть себе эти полоски. И я очень рада тому, что британские девочки заняли первые два места подиума. Это невероятно».
Заезды первых нескольких десятков представителей мужской элиты по количеству падений мало чем отличались друг от друга, пока не финишировала австралийская легенда – Мик Ханна (Michael Hannah), утвердившись на хот-сите с результатом 4:29.20. С высоты трона Мик довольно долго наблюдал за своими менее удачливыми соперниками, пока не был смещен британцем Майком Джонсом (Mike Jones), накатившим его на 3.024 секунды и, по сути, открывшим заезды самых-самых, где и развернулись наиболее драматичные события Чемпионата. Новозеландец Брук Макдональд (Brook Macdonald) на второй отсечке был резвее Джонса, но упал. Британец Дэнни Харт (Danny Hart) заявил было о себе как возможном претенденте на подиум, но в нижней секции растерял всё нажитое преимущество и сел по правую руку от Джонса. Брендог (Brendan Fairclough) и Лука Шоу (Luca Shaw) – мимо подиума. Колумбиец Марсело Гутиеррез (Marcelo Gutierrez Villegas) был близок к тому, чтобы свергнуть Джонса, но его велосипедного кунг-фу хватило только на то, чтобы пересадить на текущее третье место Денни Харта. Молодой француз Лори Вергье (Loris Vergier) теряет цепь, но, вопреки ожиданиям (!) эта потеря не делает его быстрее, и он заканчивает гонку в шестом десятке. Ещё один француз - Реми Тирион, один из главных фаворитов Чемпионата, победитель здешнего этапа Кубка Мира 2013 и недавно прошедшей здесь гонки серии Catalan Cup, вмешивается в расклад текущего Топ3, но результат Джонса снова остается неприступным. Каждый из приезжающих на финиш гонщиков выкладывается на 110%, их результаты настолько плотные, что все разрывы между ними можно уложить в спичечную коробку, подножие хот-сита часто меняет своих владельцев, но вершина – всё ещё за Джонсом, пока на трассе не появляется Грег Миннаар. По-кошачьи, прыжками он проходит секции и врывается на финиш с 4:21.950, что на 4.228 секунды лучше времени британца. Зрители ревут от восторга, Миннар прямо с байка, через ограждение ныряет в объятия болельщиков, и, кажется, что победитель уже определен, но…
…на горе ещё 5 райдеров, включая Джи Афертона, который всегда говорил, что Чемпионат Мира – это не та гонка, где нужно беречь себя для следующих стартов. Он выстреливает из стартовых ворот, держит третье текущее время на первой отсечке и наращивает скорость. Но на открытом, относительно простом и ровном участке цепляет педалью камень и кувыркается вместе с байком. Довольно жестко приложившись, он долго поднимается, понимает, что на этом гонка для него закончена и доезжает до финиша на 77-е место…
Джош Брайсленд, стартовавший следом за Афертоном, приземляется на второе текущее место рядом со своим сокомандником Миннаром и оба они внимательно наблюдают за заездом ещё одного фаворита – француза Лоика Бруни (Loic Bruni), тем временем, накатывающего Миннара на 0.7 секунды на первой отсечке и увеличивающего свой отрыв до 1.707 на второй. «Stay on your bike Loic!» - захлебываются от восторга комментаторы трансляции. Финиш - и -2.365 ко времени южноафриканской кошки! Только два райдера остаются на старте – бронзовый призер Кубка Мира 2015 Трой Броснан (Troy Brosnan) и победитель Мировой Серии Аарон Гвин (Aaron Gwin). Они оба показывают довольно приличное время на первой отсечке (3-й и 5-й результат соответственно), но ниже оба не справляются с трассой и падают. Однако Броснан, въехав в защитное ограждение, быстро встает и финиширует шестым. Гвин же, продержавшись на трассе под комплименты комментаторов трансляции чуть более трех минут, вылетает за заградительную сетку, долго возвращается на трассу и завершает свой заезд и Чемпионат Мира 2015 неподалеку от Джи Афертона, в седьмом десятке списка мужской элиты. На этом гонка закончена и начинаются чествования её героев.
После гонки Джи Афертон сказал: «Конечно, я расстроен, но, если честно, это то, что может случиться в главной гонке, где или всё или ничего. Я хочу поздравить Рэйчел с отличным результатом и завершением гоночного сезона»».
Результаты победителей Чемпионата Мира 2015 - Vallnord, Андорра.