Четверть века для велосипедной индустрии – это очень большой срок. Эпоха. А для конкретной модели – вечность. Редкие разработки, пережившие своё время, остаются в истории, покрываясь пылью в музеях и частных коллекциях. Большинство же из них, став никому не нужными, просто заканчивают свою жизнь на помойке. В строю остаются лишь единицы. GT Zaskar - единственный велосипед в мире, бывший Чемпионом Мира в кросс-кантри, даунхилле и велотриале, чьё производство никогда не прерывалось, своему 25-летнему юбилею снова воплощает собой совершенство горного велосипеда. Его послужной список не подвергается сомнениям, а новая, полностью переработанная рама заставит заново задуматься о том, что такое хардтейл и для чего он нужен.
Что же новенького предлагает нам этот «старичок», ни на минуту не покидающий последние 25 лет трейлы и подиумы? • Колеса 27.5 дюймов. Удивительная смесь агрессивного управления, взрывного ускорения и шелкового наката. • Полностью карбоновая рама, сделанная по технологии Force Optimized Carbon, дающей её чрезвычайную жесткость, низкий вес и пуленепробиваемую надежность. • Новая геометрия, дающая максимальную эффективность педалирования и вызывающая довольную улыбку, когда тропа становится вертлявой и/или сваливается вниз.
Если вы знаете историю создания первого GT Zaskar, производство которого было начато в 1991-м году после двухлетнего этапа проектирования и тестов, вам станет понятна причина его очередной реконструкции. Тем не менее, посмотрите видео, в котором Ханс ‘No Way’ Рэй (на минуточку, собирающийся праздновать своё 30-летие сотрудничества с GT Bicycles) и Тодд Сеплэви (Todd Seplavy - нынешний руководитель отдела R&D GT Bicycles) расскажут вам, откуда «растут ноги» у новой модели. Ханс также поведает историю о первых, временами трудных экспериментах с алюминием как с новым в 1991-м году материалом для производства велосипедных рам.
Получивший звание «велосипед-для-всего» одним из первых, сегодня GT Zaskar, имеющий статус культового байка, сегодня снова возвращается к своим корням. И дело даже не в бронебойных способностях его рамы терпеть любые издевательства, не в его чемпионских титулах, добытых на модели, выпускаемой серийно. Мы даже готовы согласиться с тем, что повторить победы на современных трассах Zaskar’у может оказаться не под силу. У него осталось главное – его дух и сердце, рвущиеся на трейлы, какими бы агрессивными они не были, и зовущие с собой всех, для кого главное в катание – удовольствие.
Решение построить новый модельный ряд на колесах 27.5 дюймов - часть философии C.O.R. (Centered on Rider – Сосредоточенный На Райдере), которая заботится о максимальном соответствии дизайна байка, его геометрии и комплектующих целевой группе велосипедистов, в данном случае ищущих единственный байк для своих универсальных потребностей. Решающим фактором происхождения нового Zaskar стала не ностальгия, не тяга по возвращению GT в битвы на Кубке Мира по кросс-кантри, а создание карбонового байка-хардтейла с ньюскульной геометрией, но верного старым традициям. За поиском правильного решения GT далеко не ходили, оно был найдено у современных двухподвесов GT с вытянутыми передними треугольниками, пологими углами рулевой трубы, заниженными стендоверами, а длинной колесной базой и укороченными перьями. Помогли и тонны положительных отзывов и впечатлений об алюминиевых Zaskar’ах текущего сезона. Всё это, соединенное с колесами 27.5 дюймов, по словам конструкторов из GT Bicycles, делает новые байки не только максимально отзывчивыми на усилия, прилагаемые к педалям, но и вызывает чувство уверенности на трейлах любой сложности.
Изменения были введены не только в четыре карбоновые топ-модели. Концепция «назад к корням» продолжена и в алюминиевой линейке GT Zaskar, представленной тем же количеством байков. Лишь флагман, модель LTD немного отличается от своих младших братьев подходом к комплектации: его украшает вилка Rock Shox Pike с ходом 120 миллиметров, подседельный штырь Reverb Stealth с регулировкой хода и трансмиссией Sram X1 1х11 с верхней рамкой успокоителя цепи. Остальные модели довольствуются 100-миллиметровыми вилками, жесткими подседельными штырями и трансмиссией с двумя передними звездами. Все рамы могут использоваться с передним переключателем со стандартным зажимом на подседельной трубе. Поговаривают, что специально для ненавистников передних переключателей GT собираются положить в коробку каждого велосипеда дополнительную переднюю звезду Narrow Wide.
Легкость в эксплуатации выражена в готовности рам к использованию самых современных компонентов. Карбоновые 1200-граммовые рамы оснащены кареточным узлом для установки Shimano BB92 Рressfit и задними дропаутами 142×12мм. Все байки используют внешнюю проводку гидролиний и рубашек шифтеров. По мнению GT, это облегчает обслуживание велосипедов.
Верность традициям состоит и в том, что за трейловой моделью LTD (MSRP $4999) сразу следует ориентированный на гонки, 22-фунтовый (около 10кг) PRO (MSRP $4500), оснащенный 100-миллиметровой вилкой Rock Shox Sid XX и трансмиссией Shimano Deore XT 2х11. ELITE, младшая карбоновая модель, выполнена в ярком дизайне, имеет трансмиссию 2х10 и производитель обещает выпустить её на рынок не дороже $2299. Наличие в линейке восьми моделей позволяет любому райдеру выбрать из них любую на свой вкус и кошелек.
Ну и в заключении, ещё одно видео. В главной роли – Zaskar Carbon LTD и братья Афертоны.
GT: Подиум Ивана Кунаева и Кирилла Бочарова на Чемпионате России по форкроссу