В спорте высоких достижений, где победителей часто определяют десятые 
секунды, атлеты готовы идти на всё, чтобы получить перед соперниками 
даже самое маленькое преимущество. Сегодня уже доказано, что в 
отодвигании пределов усталостного порога «умственный фитнес» важен не 
менее чем физическая подготовка, особенно в соревнованиях на 
выносливость. Что же это такое? За разъяснениями редакторы RedBull UK 
обратились к одному из сильнейших гонщиков эндуро Дэну Афертону, задав 
ему несколько вопросов о том как «заточить» свой мозг на гонки.
Насколько важно «умение настроиться» при подготовке к гонкам эндуро? Для
 меня дни ожидания больших гонок эндуро схожи с ожиданием шторма, в 
котором непременно окажешься и который непременно надо победить. Перед 
гонкой мне важно хорошо прикататься и выстроить в голове курс будущей 
трассы. Тренировки на трассе – это большая работа, но затрачиваемые на 
неё усилия несравнимы с тем, что нужно сделать, чтобы полностью 
настроиться на гонку. В том числе - на сопутствующие ей усталость и 
боль, с которыми придется столкнуться.
Eсть ли у тебя какие-либо специальные упражнения, правила, суеверия, методики визуализации и т.д.?Одно
 из главных моих правил, дополнительно дающих шанс на победу – выходить 
на старт гонки совершенно спокойным. Перед гонкой, когда уже всё к ней 
приготовлено, я обычно слушаю музыку, много музыки и вообще, стараюсь от
 всего отвлечься, чтобы выйти на старт на 100% свободным от любого 
стресса. Я уверен, что любое ненужное напряжение (например, последняя 
проверка готовности) перед стартом немедленно начинает высасывать из 
райдера его энергетические запасы.
Есть ли возможность 
отодвинуть, преодолеть психологический барьер так же, как можно 
поступить с физическим? Как ты это делаешь (если делаешь) в гонке?Несомненно,
 что этот барьер – более непоколебимый, чем физический, успешная работа с
 которым обычно происходит во время тренировок в межсезонье. 
Психологический барьер не зависит от того, насколько ты силен и 
тренирован, его преодоление всегда одинаково мучительно. 
Какую
 роль в гонках эндуро играют эти «игры разума»? Есть ли у тебя 
какие-нибудь примеры того, когда они становились первичным фактором, 
решающим «победа или проигрыш»?Когда я перешел в Эндуро из 
спринтерских дисциплин, таких как BMX и Даунхилл – я и близко не был, 
как мои соперники, подготовленным физически к новому для меня формату 
гонок и больше полагался на настрой и опыт. Например, на Megavalanche 
2013, я сражался с Реми Абсалоном (Remy Absalon) на протяжении почти 
всей, этой изнурительной 30-километровой гонки. Я не могу вспомнить, где
 я ещё так нервничал… При этом было очень холодно, мы в 5 утра должны 
были отправиться к месту старта… Я знал, что Реми тогда был намного 
сильнее меня, но ещё я знал, что, если смогу усидеть у него заднем 
колесе, то получу шанс. 

В
 течение гонки мы несколько раз менялись местами, но я понял, что если 
смогу удержаться за ним – приеду на подиум. Буду по привычке включать 
«спринтера» - потеряю всё. Так и ехал за Реми вплоть до финишного 
подъёма (в этой гонке Дэн финишировал третьим). Это был как раз тот 
случай, когда мой разум выиграл у моего тела.
Каков твой тренировочный план и как в него вписывается ментальный тренинг?Мои
 тренировки всегда довольно интенсивны. Но даже когда я не тренируюсь, я
 пытаюсь видеть во всем, что я делаю тренинг, идущий мне на пользу. 
Например, я провожу много времени, занимаясь строительством и полагаю, 
что это мне помогает, ведь часто я оказываюсь в таких условиях, после 
которых любая гонка покажется легкой прогулкой!