Предлагаем вам историю, поведанную Алексеем Кислинским, посетившим Краснодарский край в середине июня.
В
этом сезоне я решил отдохнуть от альпийских туров, в которых побывал в
последние два года, а посему ранней весной разработал план
«импортозамещения», в котором номером один стояла поездка в
Краснодарский край, а точнее – на Собер-Баш (735.8м), гору, что в 6 км к
югу от станицы Убинская (Северский район). В многочисленных
интернет-отзывах эта локация фигурирует не только как байк-парк с сетью
естественных и рукотворных трейлов и гравити-конструкциями различной
степени сложности, но и как лучшее место катания, где за два года
проводились этапы Российской Серии Эндуро. К сожалению, на соревнования,
прошедшие здесь в начале мая, по личным причинам мне попасть не
удалось. Ну и ладно, катание в этом расхваленном и новом для меня месте
обещало быть интересным и без гоночной суматохи. Связавшись с Артемом
Ковалевым (главным хранителем парка и организатором в нем всего и всея) и
согласовав удобные для нас обоих даты моего визита, я приступил к
решению логистических задач.
Между Алуштой, где я живу, и
Краснодаром есть ежедневное автобусное сообщение. Дорога с учетом
паромной переправы занимает около 10 часов. Есть удобный ночной рейс с
прибытием в 8 утра. Я уже был готов к покупке билетов, но внезапно
подвернулась возможность вписаться в бусик Димы-Лены Загремелов,
возвращающихся в эти дни из Алушты в Москву и имеющих планы посетить
Собер.
То,
что мы прибывали на 3 дня раньше срока, согласованного с Артемом, меня
не беспокоило: Дима запасся картой трейлов, а наше совместное катание
никогда не было скучным. В зоне моей ответственности осталась забота о
нашем размещении, и, опять же с помощью Артема, мы все были любезно
приняты в хозяйском доме пансионата «Убинка». Другие домики были до
краев забиты отдыхающими.
Выспавшись
с дороги, позавтракав и собрав велосипеды, я и Загремел двинули
самокрутом в гору по дороге, выложенной бетонными плитами. Градиент
небольшой и первую пару километров подъем дался легко, несмотря на
200-метровый участок, где вместо плит мы ехали по каменной «сыпухе».
Поднявшись вверх метров на 250, мы отвернули вправо на лесную грунтовку
и, следуя GPS треку и указателям, оставшимся после гонки, проехали ещё
немного вверх, где нашли трейл «Каменный Ручей», с которого и началось
моё знакомство с Собером. В ближайшие 2 дня, пока не приехал Артем, «КР»
стал для меня этаким эталоном флоу, с которым я сравнивал другие
трейлы, которые за это время мне удалось посетить.
Забегая
вперед, скажу, что закручивать на вершину горы – это тяжкий труд. Один
из дней, когда у автоподъемника возникла внушительная очередь, а мы уже
успели сделать пару закрутов на «КР», Загремел как «мастер упорологии»
предложил попробовать штурмовать вершину Собера. Если первый раз я ещё
кое-как смог заехать, пройдя лишь пару коротких участков, то ближе к
концу второй трети второго подъема, где уклон особенно крут, а покрытие –
наиболее сыпушное, ноги стали протестовать и я сдался... и поплелся
пешком. Больше мыслей подниматься на вершину самостоятельно у меня не
возникало…
Все
трейлы Собера, а их около 40, петляющих по всем его склонам – лесные,
поэтому эпические виды вам откроются лишь с вершины горы. Очень
рекомендую немного задержаться здесь и оглядеться. В хорошую погоду
местность просматривается до горизонта, глядя на северо-восток, можно
увидеть даже Краснодар. Взгляд на юг – и перед вами открываются виды на
долины и соседние горные массивы, как и Собер, укрытые зеленью.
Кристально чистый воздух, пьянящие запахи леса и трав, а также тишина,
которой аккомпанируют птицы и насекомые – всё это способно заставить
забыть о том, что целью подъема на гору является катание, а не
созерцание окрестностей.
Но
вернемся к трейлам. Их, действительно, очень много, они разные по
сложности и, следуя традиции парковых, они пересекаются, переходят один в
другой, а, если окончание одного не означает начало следующего, всегда
можно воспользоваться перегонами между ними. Большинство трейлов
снабжены указателями, так что новичку будет сложно заблудиться в этой
паутине. Кроме этого, цвет стрелок на них позволит новичку выбрать
маршрут по силам и навыкам. К сожалению, по непонятной причине (пешие
туристы-хейтеры мтб?) некоторые указатели сорваны и валяются в траве
неподалеку, но в планах Артема уже есть «антивандальный» вариант их
повторного крепления.
На
вершине горы, где уклон наиболее крутой, силами строителей парка
проведена невероятная по масштабу работа: трейлы аккуратно проложены
траверсами, «змейкой», спускающейся вниз. Причем, все это построено в
целине, с ноля, и каждый вираж имеет выверенный контруклон, чтобы не
терять скорость. Наиболее опасные места снабжены предупреждающими
табличками, и имеют объезды. Перед нашим приездом несколько дней шли
дожди, трейлы в верхней части горы были сырыми, до забивающих грязью
покрышки, так что такая заботливость в некоторых местах нам пригодилась,
особенно, на «Скверном». Впрочем, через пару дней, когда подсохло, эта
съезжалка стала выглядеть не так ужасно и была покорена. ))
И
даже в средней, более пологой части склона, где трейлы частично
проходят по пешим тропам, видна работа по их благоустройству во имя
бога, которому молится любой райдер и имя которому - Флоу. Энтузиазм
Коваль-Тим, возведенный в степень знания ребятами рельефа и помноженный
на желание сделать «не хорошо, а очень хорошо». Чего только стоит
подвесной 20-метровый мост и чудо-съезжалка на «Новой Красной»!
Естественные и рукотворные вылеты, скоростные прокаты и виражи, корневые
и каменные секции – хочется кататься ещё и ещё!
Всё
это, начиная с подъема по «бетонке» и коммуникационных вышек на вершине
Собера, включая обширную сеть преимущественно быстрых и мягких трейлов,
укрытых в лесной тени и заканчивая пониманием, что работа проделана
колоссальная, вызвало не покидающее меня чувство, что я нахожусь в
подмосковном Чулково с небольшой примесью алуштинского Серауза. Только в
Чулково огромном, с перепадом 600 метров и много большим количеством
камней и других «вкусностей». От этой мысли я никак не мог отделаться,
пока в один из дней не побывал в так называемой «Южной Зоне», ещё больше
укрепившей меня в уверенности, что сюда я приехал не зря…
Как
уже поняли, Собер-Баш любим маунтинбайкерами. В будни здесь народу
немного, а вот в выходные здесь собирается по 30-50 человек,
преимущественно, краснодарцев. Ребята и девчонки приезжают на разных
байках, от бюджетных покатушечных до брутально-даунхильных. И каждый из
них находит себе трейлы по душе. Но желающих «повкручивать», особенно по
жаре, из приехавших в воскресный день не оказалось никого, а на
брошенный мною призыв составить мне компанию, чтобы обкатать «Южную
Зону» со всеми СУ и подъемами второго дня гонки La Endura, откликнулся
только Жека aka GonzoGonzales.
В
программу нашего с Жекой ПВД входили 4 трейла: «Южный», «Крым»,
«Гадючий» и «Трейл с деревом». Естественно, с закрутами к трем из них.
«Южный» потому так и называется, что, в отличие от большинства остальных
трейлов, каскадами спускается не по северному, а по южному склону
Собера и, как пояснил мне Gonzo, «слиться» в Убинку после него будет уже
проблематично, а машин-подъемников не будет. Отступать я хотел ещё
меньше, чем вычеркивать эпик-день из своего графика и мы начали….
Я
не очень люблю «валить» в слепую, поэтому премного благодарен Жеке за
возможность «посидеть у него на колесе», особенно, когда он предупреждал
о «нежданчиках», естественных или приготовленных Коваль-Тим. Шикарный
трейл! Особенно мне понравились корневые «нырки» в овраги и вылеты из
них с хода накатом.
Платой
за спуск стал подъем по лесной дороге к следующему трейлу, именуемому
«Крым» за схожесть его уклона и покрытия с алуштинскими Ай-Иори и
Сераузом. Поднявшись, мы немного отдохнули в беседке, пообщались с
грибниками и заценили собранный ими урожай.
После
«Крыма» нас ожидал перегон по асфальтовой дороге, свернув вскоре с
которой на грунтовку, мы попали в жуткую грязную жижу, залепившую
логотипы не только покрышек и ободьев, но и залившую втулки и тормозные
калиперы. Засохшая, она придала особый колорит нашим байкам. Таких
прекрасно-чумазых я их давно не видел. ))) Жаль, что тогда не сделал
фото, а потом было уже поздно…
Наконец,
грязевые ванны закончились, и мы начали подъем по грунтовой дороге.
Легкий налет усталости стал причиной отдохнуть у родника, перекусить и
пополнить запас воды. Ещё немного «терпелова» - и мы на старте
«Гадючего», чьи скоростные секции, камни и интересные траектории
поставили этот трейл на уверенное первое место в моём рейтинге среди
всего, увиденного за время тура. Вскоре мы выехали в какую-то
туристическую зону, откуда, теперь уже не вкручивая, а взвалив велики на
плечи, поперлись через камни наверх. Наш «портаж» вызвал у отдыхающих
приступы «петросянщины», привычной уху каждого АМ-щика, но это только
добавило нам настроения. Посоветовав сыну очередного «юмориста»
слушаться родителей и никогда не кататься на велосипеде, а то «вырастешь
и станешь таким как я», мы вышли тропу, откуда уже смогли докрутить до
«Трейла с Деревом».
Единственный недостаток этого трейла – он
короткий. Всё остальное: уклон, вертлявость, прокаты по краю оврага,
корневые и каменные ступени с финальным выкатом в ущелье не вызывают
ничего кроме восторга. Очень круто! И вишенкой на торт нашего ПВД стал
путь к дому с многочисленными (насчитав 599.5, я сбился со счета)
пересечениями ручья, смывшего с колес всю грязь, и выкатом к пансионату
«Дубрава».
По
территории пансионата мы прокрались как два вора, чтобы не встречаться с
охранниками, крайне негативно относящимися к любому постороннему,
вторгшемуся в их владения. Квест был успешно пройден, мы выехали на
дорогу и через 15 минут прикатили к «Убинке». Наш маршрут занял почти 5
часов и составил около 45км пути с набором высоты более 1500м и около
2200м сброса. Вечерние посиделки в палаточном лагере, где расположилось
большинство катальщиков, стали приятным завершением этого дня.
Рядом
с палаточным лагерем был установлен внушительный деревянный кикер и
подушка, которую приволокли Коваль-со-товарищи, предоставив любому
желающему в неё попрыгать. После эффектно-чистого и амлитудного
бэк-флипа в исполнении Жени Бочанского и нескольких собственных попыток,
Gonzo также приземлил свой первый флип, чем немало был горд.
Прыжки
в подушку, пиво-сосисинг и посиделки у костра с интересными
собеседниками – не единственное здешнее развлечение. Небольшая речка,
протекающая неподалеку и логично называемая Убин – прекрасное место для
отдыха и купания. Тихая заводь, с недостроенной гостиницей на одном
берегу и огромными валунами на другом, освежающие водные процедуры и
прекрасный пейзаж на фоне заходящего солнца – без них впечатления,
полученные за катательный день, были бы неполными.
Подводя
итог своему визиту на Собер-Баш, хочу сказать, что он прекрасен! Я
умышленно не буду сравнивать его с другими местами, где мне довелось
побывать, ибо каждое из них по-своему уникально и по-своему
замечательно. Достаточно сказать, что я бы хотел однажды сюда вернуться и
покататься по трейлам, посидеть на горе, снова встретиться с новыми
друзьями, катание и общение с которыми доставило немалое удовольствие.
Спасибо, ребята, я обязательно приеду ещё раз!
Если
вы хотите охватить все прелести трейлов Собера и не хотите ограничивать
себя и своё катание возможностями своего байка – идеальным, по моему
негоночному мнению, здесь будет АМ-байк с ходами 140-160мм, оснащенный, в
первую очередь, регулируемым подседельным штырем. Передний
переключатель или сингл с расширителем – это решать вам. С помощью
своего друга GT Force Carbon с трансмиссией 2х10 я прекрасно себя
чувствовал на протяжении всей поездки. Кевларовых покрышек шириной
2.2-2.4 дюйма с усиленными боковыми стенками и рисунком протектора
средней агрессивности будет достаточно, чтобы справиться со сцеплением и
устоять перед камнями. Повторю – это моё негоночное мнение. А если вы
приезжаете, чтобы побеждать в гонке или ставить КОМы на сегментах
трейлов – вы и сами знаете, что вам нужно.
Мораль: если вы здесь
не были, у вас есть неделя и вы хотите провести её на велосипеде в
хорошей компании – то вам точно стоит приехать сюда!
И, как водится, благодарности:
Ковалёву Артему, за парк Собер, за помощь в организации тура и теплый прием.
Диме и Лене Загремелам – за трансфер, совместное катание и вкусный быт.
Всем
новым друзьям-краснодарцам – за позитив и открытость, было очень
приятно с вами познакомиться и провести время. Марии и двум Женям (Гонзо
и Бочанскому) – особые респекты.
Триал-Спорт – за то, что всегда рядом! Спасибо мне, что есть я у тебя )) (с) От души!