Вместо эпиграфа
Во время подготовки этого материала мы столкнулись
некоторыми, на наш взгляд, спорными моментами. Мнение автора мы
уважаем, однако считаем, что оно нуждается в комментариях. За ними мы
обратились к райдеру команды GT/Триал-Спорт Алексею Кислинскому, тесно
общающемуся на горных трейлах с Sensor’ом и обладающим двухлетним опытом
такого общения. Данный формат для нас новый и, как нам кажется, будет
интересен и вам. Для вашего удобства комментарии Алексея будут выделены
курсивом, как и этот эпиграф.
С уважением, Триал-Спорт. Этот
двухподвес-универсал летает ниже радаров, поэтому не так заметен, как
его большеходные братья. Но мы, Factory Jackson, поймали его в наш
прицел, покатались на нем и рассмотрели его в деталях.
В
середине далеких 80-х Гари Тернер сделал свой первый прототип рамы для
маунтинбайка из алюминия… Этим поступком было задано не только новое
направление, определившее будущее GT Bicycles, уделявших тогда основное
внимание BMX, но и был начат длинный путь, приведший к производству
компанией современных велосипедов. И можно с уверенностью сказать, что
на сегодняшний день этот путь ещё не закончен.
В течение трех
десятилетий GT создали много велосипедов, следующих за развивающимся
рынком или задающих тон в правилах его игры, включая и последнюю
платформу подвески, которую обновленная заводская команда, как и всегда,
проверит в деле, заставляя работать на полную мощность.
Про байки,
стоящие в конюшне GT Factory Racing Team или путешествующие с
Wingmen’ами написана тонна отчетов, и именно они (или их бюджетные
аналоги) будоражат умы рядовых пользователей. Вместе с этим,
насмотревшись на людей, так или иначе, часто выбирающих для трейлов
велосипед с большим, чем им необходимо, ходом подвески, мы решили
пристально рассмотреть и проверить скромный 130-миллиметровый среднеход
GT Sensor.
В деталяхКак
и GT Force, Sensor построен на платформе A.O.S., только с ходом 130
миллиметров. Цифры в геометрии байка свидетельствуют о том, что его
владелец не будет умирать в подъемах и не растеряет уверенность на
спусках. О его готовности к техничной езде вниз говорит и ход вилки,
приподнятый с прошлого года на один сантиметр. В байке размера ХL,
приехавшим к нам для теста, мы обнаружили внушительную
1200-миллиметровую колесную базу, 68-градусный угол рулевой колонки и
наклон подседельной трубы в 73 градуса. Нижние перья 440 миллиметров на
первый взгляд показались нам довольно длинными, впрочем, добавляющими
стабильность, в общем, «живой» остальной геометрии.
Рама
GT Sensor Expert комбинирует алюминиевый задний треугольник, оснащенный
дропаутами Maxle 142/12мм, с карбоновой передней частью, выполненной по
собственной технологии FOC Ultra и призванной сэкономить вес байка.
Оправдывая применение карбона, производитель упоминает как о
дополнительной латеральной жесткости, так и способности карбона
абсорбировать вибрацию, возникающую во время движения.
АК: Да,
расчет направления карбоволокон и количество его слоёв могут дать
дополнительную жесткость или флекс. причем именно там, где это
необходимо. Но этой серьёзной и очень дорогой технологии достойны лишь
топ-рамы хардтейлов и топ-гонщики, способные её оценить. В двухподвесах
(особенно не относящихся к большому спорту ни классом, ни ценой) этот
эффект будет убит как задним амортизатором и многочисленными
соединениями в шарнирах, так и неспособностью большинства пользователей
его почувствовать. Так что, с учетом стоимости байка и того, что карбона
для переднего треугольника в GT явно не пожалели, данное упоминание
является не более, чем рекламным ходом, говорящем скорее о
«потенциальной» возможности карбона, а не реальной. «Заваленная»
верхняя труба байка дает неплохой показатель в стендовере и даже в
размере XL GT Sensor не выглядит «забором». Нам понравилось, что в раме
достаточно места, чтобы установить держатель для бутылки и на ходу она
находится в легкой и быстрой доступности. Это стало возможно благодаря
низко расположенному заднему амортизатору, наряду с заниженным центром
тяжести, уступившим нашему чувству жажды удобство быстрого переключения
своих настроек.
На
самом деле своим низким положением задний амортизатор обязан не
креплению емкости для питья, а рычагу PathLink, являющемуся основой
подвески Angle Optimized Suspension (A.O.S.). На первый взгляд она может
показаться слишком «замороченной», но это не так. Её суть заключается в
высоко расположенном шарнире и рычаге PathLink, соединенным с задним
амортизатором с одной стороны и нижними перьями – с другой.
АК:
Первое время переключение рабочих режимов заднего амортизатора может
потребовать внимания и некоторой сноровки. Привыкнув, это делается много
легче. А если трейлы как мои: «долго вверх – долго вниз», то низкое
расположение рычага переключения вообще перестает быть проблемой. На
самих трейлах, выбрав режим в их начале, я потом очень редко его меняю, с
небольшими подъемами на них подвеска и сама неплохо справляется. Об
удаленном переключении я не задумывался, на руле и без него есть что
понажимать и чем пощелкать. Интересная особенность
подвески заключается в том, что каретка не закреплена, как обычно, на
передней части рамы, а установлена в самом рычаге PathLink и находится в
«плавающем» режиме, дрейфуя вслед за движением оси заднего колеса. Это
позволяет нейтрализовать вредные воздействия на педали, возникающие при
работе подвески, из-за высоко расположенного шарнира, а также
препятствовать увеличению расстояния между осью каретки и осью заднего
колеса. В общем, сохранить педалирование ровным и гладким, изолируя его
от работы подвески.
Принцип
независимости трансмиссии от подвески для GT не нов и ведет свою
историю с 1999-го года, когда компания выпустила i-Drive, а затем в
2004-м ввела в строй второе поколение этой системы. Мы испытали A.O.S. в
суровых погодных условиях и готовы подтвердить, что, несмотря на
изобилие деталей, расположенных в районе каретки, эта подвеска меньше,
чем предыдущие, забивается грязью, летящей с колес во время катания по
трейлам.
Однако, один момент всё-таки смутил нас. Особенное
расположение заднего амортизатора не позволяет видеть его шток, что
вызывает трудности при настойке сэга. Решение в виде шкалы с
индикатором, предложенное GT - простое, но, на наш взгляд не является
идеальным, так как с помощью него данные о сэге вы можете получить лишь
приблизительно.
Кроме
этого, индикатор ещё и выглядит не круто: наклейка на PathLink и
кусочек пластмассы, закрепленный на раме с помощью кусочка
двухстороннего скотча. На велосипеде такого класса мы хотели видеть как
более опрятную индикацию, так и более доступную взору: очень трудно
одновременно сохранять равновесие, загружать седло и свешиваться,
заглядывая в нижнюю часть рамы, чтобы определить сэг.
АК:
Если сложно обратиться к помощи друга, готового помочь, посмотрев вместо
вас на индикатор (что странно, трейлрайдинг – занятие часто
коллективное), то можно справиться и самому, сев на байк возле
какой-нибудь опоры, например, в дверном проёме. Индикатор кажется
неточным – сойдите с велосипеда и загляните слева в амортизатор, это
несложно, чтобы увидеть сэг. Выставив его один раз, просто запомните
нужное давление и в будущем индикатор вам не понадобится. GT
Sensor Carbon Expert оснащен амортизаторами от Fox: вилкой Performance
Factory 34 Float с ходом 140мм и задним Performance Float DPS с
регулировкой демпфирования и блокировкой. Оба амортизатора лишены своей
фирменной ярко-оранжевой графики, видимо, для полного соответствия
матово-черному покрытию рамы, дополняя брутальности общему облику байка.
Тормоза
Shimano SLX и роторы 180мм с креплением Centerlock – проверенный и
надежный способ контролировать вращение колес, собранных на втулках
Shimano SLX и ободьях WTB STi23, предусматривающих бескамерную установку
покрышек. Maxxis Ardent 2.4/2.25" (перед/зад) - легкие и быстрые, но
хороши в условиях с жестким и накатистым покрытием. Ранней весной в
Великобритании такие трейлы найти непросто, поэтому с целью получения
большего контроля над байком в поворотах переднюю покрышку мы заменили
на более цепкую.
Ещё
одно украшение Sensor – 22-скоростная трансмиссия Shimano Deore XT.
Хорошее сочетание кассеты 11-42T с передними звездами 26/36T и никаких
нареканий к работе переднего переключателя. Но само его наличие вызвало у
нас вопрос: а так ли он необходим? Мы предпочли бы видеть более
опрятную и легкую комплектацию с единственной передней звездой
(естественно, Narrow Wide).
АК: Несколько дней назад компания
Sram выпустила видеоролик, в котором попрощалась с передними
переключателями. Видео вызвало бурную дискуссию с полярными мнениями.
Разные люди, разные трейлы = разные предпочтения. Я, например, пользую
двойник. Но не зарекаюсь делать это вечно. Полагаю, что выбор такого
типа трансмиссии - решение производителя, основанное на предпочтениях
большинства. В любом случае, «даунгрейд» к одной передней звезде
обойдется пользователю дешевле, чем наоборот. Кстати, в угоду
противникам передних переключателей, GT кладут в коробку с топ-моделями
бонус - звезду NW. Было бы круто, если бы эта идея распространилась и на
более дешевые модели трейл-АМ сегмента. А люди сами сделают свой выбор. Руль
RaceFace Ride шириной 760мм и 60-миллиметровый вынос, в общем,
соответствуют канонам о «правильных» размерах кокпита в трейлрайдинге.
Однако с учетом размера рамы и того, что она предназначена для людей
ростом выше 6 футов (185см), мы предпочли бы более широкий руль. А вот
вынос, наоборот, более короткий, учитывая огромное пространство,
обеспечиваемое 659-миллиметровой верхней трубой рамы. Ну и наконец, нас
порадовало внимание к мелким деталям, например, широкие грипсы и
лазерная гравировка логотипа GT как на их зажимах, так и на
кольцах-спейсерах, регулирующих высоту выноса руля.
АК: Как и с
трансмиссией, считаю данный выбор как имеющий право на жизнь, но руль
800мм для обычного райдера, даже высокого – это запредельно. Возможно, у
тестера могучие плечи и слишком длинные руки, но нет, следующим
действием он меняет вынос на более короткий, как раз с целью «укоротить»
посадку. А узкие лесные трейлы среди деревьев? Кроме этого, некоторые
проблемы, ниже возникшие у автора при прохождении свичбеков, тоже можно
связать с излишне широким рулем. Мои 185см и худощавое телосложение
вполне довольны текущими 720мм. Иногда посещают мысли попробовать
поставить руль пошире, но точно не больше 740-750мм.
На трейлахПервый
пробный выкат, который мы сделали на Sensor Carbon Expert, убедил нас в
правильности некоторых сомнений. Передняя покрышка Maxxis Ardent,
предназначенная для более сухих условий, не смогла справиться с жидкой
грязью нашего домашнего трейла. За компанию мы решили заменить и штатные
руль с выносом: управление велосипедом показалось нам несколько
«нервным».
Переднее колесо было обуто покрышкой Mavic Charge, а почти
прямой 760-миллиметровый Race Face мы заменили рулем шириной 800мм и с
более высоким подъемом. Мы считаем, что 760мм – недостаточно для
высокого, около 190см, райдера вне зависимости от его стиля катания. И
так как длинная подседельная труба байка дает слишком много простора, мы
заменили и вынос руля, установив 50-миллиметровый, делающей посадку
более удобной, особенно при смещении назад.
Произведенные замены как
будто вернули Sensor к жизни. Он сразу же стал послушным и прытким, и,
несмотря на внушительные для 130-миллиметрового трейл-байка 30.37 фунтов
(13.77кг), показанные во время контрольного взвешивания, на ходу не
производит впечатление тучного и неповоротливого.
На
небольших неровностях задний треугольник байка ведет себя активно и
отзывчиво, и создает впечатление, что его подвеска не будет нервничать,
получая более сильные удары. Нам даже показалось, что, чем в большей
«жести» он окажется – тем лучше будет себя чувствовать. Однако не
слишком увлекайтесь и постарайтесь не делать ошибок. Геометрия байка
может их не простить, он всё-таки создан не для гонок эндуро. Стихия
Sensor – прошивание многокилометровых синглтреков по склонам холмов,
подъем на вершину которых не вызовет у вас ничего, кроме усмешки.
И
это - то, что он делает действительно хорошо. Даже когда мы попробовали
перешагнуть черту и попробовать байк за границей дозволенного, какое-то
время GT Sensor мог о нас заботиться. И на помощь пришли именно его
длинные перья, поначалу вызвавшие некоторое раздражение своей
неуклюжестью при прохождении наиболее тесных «шпилек». Но в плавных
скоростных поворотах и на хороших ходах они обеспечивают байку хороший
контроль и сцепление. Причем даже с Ardent’ом, оставшимся на заднем
колесе с целью хоть какого-то соответствия «чистоте эксперимента».
В
подъем GT Sensor едет хорошо. Лишний вес почти не мешает ему чутко
реагировать на усилия, прилагаемые к педалям, подвеска обеспечивает
достаточно сцепления, а длинная колесная база не вызывает мысли
чрезмерно загружать переднее колесо или оглядываться в поисках
подъёмника. Вращая педалями, особенно стоя, вы можете ощущать небольшое
раскачивание, но не переживайте – оно связано с движением каретки в
рычаге PathLink и не крадет вашу энергию.
АК: Если честно, вес
байка никогда не был предметом особой гордости GT. Конечно, лишние
сотни грамм могут лишить подиума на гонках, но добавят надежности
велосипеду, используемому повседневно и интенсивно. Свидетельство этому –
далеко не «бумажные» стенки рамы и двойные подшипники, установленные в
шарнирах подвески. А забота о снижении веса и удобстве при сервисе –
новые полые оси с цанговым креплением, лишившие крепления шарниров
лишних деталей.
Катание на этом байке, действительно, может
стать увлекательным занятием. Он вызывает желание ехать и ехать,
проверить трейлы на всех холмах, доступных взору. Возможно, мы просто
увлеклись мыслями о Хансе Рэе и его приключениями на GT Sensor, но
ощущения от катания были интересными и забавными.
На
сегодняшний день трейловые двухподвесы переживают бум своего развития.
Многие производители, получив хорошо работающую платформу на байках
АМ/Эндуро, успешно применяют её принципы на байки с меньшим ходом
подвески, получая велосипеды, легко педалируемые и обладающие хорошим
сцеплением, чтобы укротить любой подъем, умеющие веселиться на спусках и
обладающие достаточным ходом подвески, чтобы довериться им в этом
веселье.
И GT Sensor Carbon Expert - как раз из таких велосипедов.
ЗаключениеКак мы уже сказали,
GT Sensor Carbon Expert
- и правда, хороший трейл-байк. Он понравился нам даже несмотря на угол
рулевой колонки, способный причинить боль, если что-то пойдет не так.
Но мы так и остались в неведении: зачем его 11-скоростной кассете
маленькая передняя звезда и передний переключатель? В течение всего
времени теста мы пользовались только большой звездой, а переключатель
напоминал о своем существовании разве что неприятным стуком бьющей по
нему цепи.
Но главное, этот замечательный байк заставил нас
задуматься – зачем большинство трейл-райдеров нуждается в больших, чем
130мм, ходах подвески?
По нашему мнению, люди, выбирающие для
трейлов байки с большим, чем им необходимо, ходом подвески и не
использующие весь её потенциал, просто не понимают, что она делает их
ленивыми, их навыки притупляются, а катание становится менее приятным и
интересным. Да, мы тоже любим и большие байки, и эндуро, но знаем: чтобы
освоить на трейле все их возможности, нужно упорно работать. А
большинство людей из тех, кого мы видели – лишь заложники этой любви,
способной привести к ожирению.
АК: Ответ очевиден. Конечно,
круто иметь 2-3 байка под различные условия и задачи. Но в условиях,
когда райдер может себе позволить лишь один, но «для всего», его выбор
часто основан по верхней, наиболее экстремальной планке, пусть и
достигаемой один раз в сезон во время двухнедельной поездки в горы.
Кстати, мой выбор «двойника» в трансмиссии сделан по аналогичной
причине. Если же ареал катания жестко очерчен и его расширения не
предвидится – что же, законы эволюции никто не отменял. Я тоже не сразу
пришел к пониманию возможностей трейлового короткохода с почти
кантрийной геометрией. )) А пока: «Хороший велосипед – тот, который ты
любишь» (с) М. Семенов.
В этом ключе стать толстым с GT
Sensor вам точно не грозит. С одной стороны, у него достаточно хода
подвески (не много и не мало), чтобы держать вас подальше от опасностей,
а с другой - чем смелее будут ваши фантазии, тем лучше станет ваша
поездка. Это как танго, танец, который следует исполнять только вдвоем. И
чем подвижнее будет ваш партнер – тем зажигательнее танец.
Оригинальный текст - Эндрю Додд (Andrew Dodd) - factoryjackson.com.