Великолепный Ханс Рэй | главнаяинтервьюВеликолепный Ханс Рэй | |
Основоположник стиля freerideТермин «легенда» часто применяется по отношению к велоспорту. Иногда это обосновано, иногда нет, но одно можно сказать с уверенностью – развитие езды в стилеfreeridе очень многим обязано живой легенде внедорожного горного велoспорта Хансу Рею, как его еще называют в рифму 'noway' (англ., амер., неформ. – здесь, «бескомпромиссный», «идущий напролом» - перев.). КорреспондентCyclingnews' Стив Медкрофтвзял интервьюу знаменитого немецкого спортсмена, чтобы больше узнать о наследстве, оставленном им спорту, и как он собирается использовать его в будущем. Ханс Рей начал свою карьеру, не собираясь заниматься той частью внедорожного велоспорта, где практикуется езда в стиле freeride. Более того, легендарный немецкий спортсмен даже и вообще не планировал ездить на внедорожном горном велосипеде, его карьера развивалась в европейских соревнованиях по велогонкам с препятствиями, известных как trials. И на велосипеде, и на мотоцикле Рей мог балансировать, выполнять вращение и прыжки, как и многие другие, и в начале своей карьеры он выиграл ряд национальных чемпионатов. Однако, когда произошел всплеск популярности внедорожного велоспорта в США, и Рей узнал, что многие из велосипедистов, близких к его уровню квалификации зарабатывают себе на жизнь, участвуя в соревнованиях по велогонкам с препятствиями, он переехал на побережье южной части Калифорнии и стал лидером в новом американском виде спорта. Когда популярность (и возможности) в велогонках с препятствиями стала уменьшаться, у Рея появилась вдохновляющая идея, взять свой горный велосипед на соревнования типа Indiana Jones вместе со съемочной группой, которая снимала бы все, что там происходило. В результате появились DVD-диски и документальные видеоматериалы для телепередач, которые сделали имя Ханса Рея синонимом головокружительных туров в стиле freeride в экзотических странах мира и побудили тысячи велосипедистов последовать его примеру. В настоящее время Рей совершает один или два экстремальных велосипедных тура в год, выступает демонстрационными поездками по трассам с препятствиями по всему миру и занимается также благотворительной деятельностью в организации Wheels 4 Life, закупающей велосипеды для работников социальных служб, ухаживающих за больными людьми и малоимущих в странах третьего мира. Участие в спортивных мероприятиях (турах) Freeride:
Интервью Cyclingnews: Мы видели, как вы выполняете преодоление препятствий с трюками на Tour of California, как вы пришли к этому? Ханс Рей: Клиф Бар, который является спонсором этой гонки попросил меня развлечь зрителей трюками на некоторых ее этапах – в частности на финишной прямой перед тем, как гонки завершились. Я выполнил ряд зрелищных трюков в разных местах, включая и финал у Редондо Бич. Перед нами было несколько препятствий, которые мы объехали на трейлере, таким образом, мы предприняли небольшую поездку и заодно развлекли зрителей музыкой. CN: Насколько вы планируете в будущем участвовать в спортивных мероприятиях наподобие этого, или же, вы хотели бы оставаться свободным? ХР: Я хотел бы оставаться свободным. Именно так и следует действовать. У меня проблем с тем, чтобы запланировать такие вещи, как экстремальные туры (путешествия), однако, обычно я оставляю себе резерв свободного времени и свободы действий. Это означает, что при том, что у меня некоторые мероприятия распланированы вплоть до ноября, однако у меня всегда есть возможность краткого участия в чем-то еще. CN: Многие из ваших туров снимаются для телевидения. А насколько важно телевидение в вашей карьере? ХР: ТВ – это очень важно. В последние 10 лет я сосредоточил свое внимание именно на нем. Благодаря ТВ я пользуюсь известностью и могу очень долго быть в форме. Люди удивляются, как это человек, которому уже 40 лет, продолжает получать средства от спонсоров и делать то, что он делает. А причина этого в том, что я создаю множество материалов для СМИ, что, разумеется, является именно тем, чего хочет от меня спонсор. Мои экстремальные путешествия в команде, например, всегда делаются для ТВ. В результате появляются 20 – 30-минутные документальные фильмы, показываемые в сотнях стран различными ТВ каналами. Когда я путешествую, я точно знаю, что будет интересным для телевидения. Я предлагаю им нечто большее, чем просто видеоотчет об экспедиции. Я стремлюсь не просто приехать в красивое место и сделать там несколько прыжков на своем велосипеде. Я хочу сделать что-то еще и, как правило, стремлюсь найти нечто имеющее отношение к истории (историческую достопримечательность) или загадочное. CN: Вы стремитесь иметь достаточно сюжетов, так чтобы окончательную программу сделать на заказ для телекомпании, которая завершает ее подготовку к выпуску? ХР: Именно так. И мне нравится именно эта часть программы. Я люблю находить такие сюжеты, которые имеют смысл в сочетании с ездой на велосипеде. Это может быть, например, поездка в долину египетских пирамид или в Китай, мне все равно нравится то, что мы делаем. На наши передачи приходят хорошие отклики. Даже моя подруга – а она не очень любит ездить на велосипеде – всегда просматривает готовую программу целиком. И эта программа не только о велосипедах. CN: Путешествие для вас всегда любопытное зрелище –вы когда-нибудь отправляетесь туда без определенного намерения без определенного намерения снять ТВ-программу? ХР: Я всегда стараюсь сначала запланировать это, но иногда это получается спонтанно. Так у меня получилось одно из лучших моих путешествий – вместе с Ричи Шлеем в Восточную Африку [оно произошло в 2004 году по название Mountain Kenya Rage и у нас в нем было две цели – подняться на вершину Маунт-Кения в Африке (16300 футов, 4968 м) и сделать ее траверс – и все это на горных велосипедах]. Это был первый подъем и первое горное путешествие с полной нагрузкой. CN: Предлагали ли вы ваши работы в качестве серии передач какой-либо телекомпаний? ХР: У нас с этим ничего не вышло. Мы предлагали нашу работу разным телекомпаниям, но мир ТВ, на самом деле, сам не знает, чего хочет. Как раз в то время , когда эти реалити-шоу стали популярны, ТВ решило, что они должны прекратиться. Затем наступило время, когда на ТВ все стали сравнивать то, что мы делали, с экстремальными гонками. Но между этими вещами большая разница. Но что я могу сделать? Если мир ТВ решит, что какая-то из программ должна прекратиться, то уже не имеет значения, что они не задаются вопросом, почему же это произошло. CN: Вы стремитесь организовать вашу работу таким образом, чтобы попасть в следующую волну популярных ТВ-программ, или же вы убеждены, что то, что вы делаете, снова обретет популярность? ХР:Понемногу и то, и другое. Я пытаюсь сохранить верность тому, что я решил когда-то делать, в то же время я хочу быть гибким и открывать для себя новые возможности. Я могу предположить, что то, что я делаю, слишком специфично и несовременно, а на ТВ делают вещи, для которых я совершенно не гожусь. Посмотрите на Олимпийские игры. Их не интересует 25% зрителей, которым нужен настоящий спорт; им нужны остальные 75% - те, кому спорт вообще не нужен. В конце концов они предложили телепродукцию, которая никого не заинтересует. Однако, все относительно. Сейчас слишком много каналов. В Германии, где я вырос, было всего только три канала; теперь там столько телеканалов, что один человек никогда не сможет просмотреть их все. Например, я не смог бы узнать ни о ком, кто тоже ездит на горном велосипеде.. И я знаю, что это в очень большой степени связано с определенной демографической ситуацией. Для нас есть много других возможностей найти свое место под солнцем. CN: Какие путешествия и мероприятия вы запланировали на этот год? ХР: Устроители крупнейшего фестиваля велоспорта на Филиппинах [Terry Larrazabal Bike Festival (30 марта- 2 апреля) в городе Ормок] обратились ко мне с просьбой помочь им в организации этого важного спортивного мероприятия. На нем будут представлены самые разные виды велоспорта – от шоссейных гонок по формуле UCI до внедорожных трюков (прыжков), BMX, совревнования по внедорожному велоспорту и семейные путешествия для отдыха. Это будет отличный одно- или двухдневный тур. CN: Сколько времени вы уже живете в Лагуна Бич? ХР: Примерно с 1990 года. Я приехал в Штаты в 1987 года. Хотя я прожил несколько лет в Хантингтон Бич, мне всегда хотелось приехать в Лагуна Бич, чтобы кататься там вместе неформальным клубом велосипедистов-внедорожников Laguna RADs. Я 10 лет был исполнителем велосипедных трюков перед тем, как стать внедорожным горным велосипедистом, а это желание возникло у меня именно в время путешествий в Лагуна Бич. CN: Хотя вы одержали победы в чемпионатах мира и в национальных чемпионатах по велогонкам с препятствиями в трех странах, внедорожный горный велоспорт стал для вас в какой-то степени более предпочтительным. Расскажите, пожалуйста, об этой переориентации. ХР: В Европе, велогонки с препятствиями были элементом мотоспорта и велоспорта на велосипедах с 20-дюймовыми колесами. Затем это понятие стало ассоциироваться с новым видом спорта, развивавшимся в США – внедорожным горным велоспортом и одной из дисциплин было преодоление препятствий. Мы узнали, что уже есть занимающиеся этим американские спортсмены, которые получают помощь от спонсоров! И хотя езда с преодолением препятствий была в Европе намного более развита, мы все были любителями и ни у кого из нас спонсоров не было. А в США езда с препятствиями (трюками) была только небольшой частью внедорожного горного велоспорта. Национальный чемпион США Кевин Нортон пригласил меня поучаствовать. "Он сказал: «Тебе нужно освоиться с этими трюками (приемами преодоления препятствий на трассе), это все равно, что взлетать». И когда я их освоил, я получил немедленное признание. CN: Но преодоление препятствий в США выполнялось на горных велосипедах, а не велосипедах с 20-дюймовыми колесами... ХР: Моей подготовки хватило, чтобы перейти из одного вида в другой. И потом у них были многоэтапные гонки на горных велосипедах. Вы должны были выполнять все – подъемы, спуски, велокросс и преодоление препятствий. Все звезды горного внедорожного велоспорта – например, Томак и Нед Оверенд – должны были выполнять трюки с преодолением препятствий. Например, в Мэммоте около тысячи велосипедистов приняли участие в гонке с трюками. И мне было легко держаться на хорошем уровне. Когда гонки разделились на несколько видов специализированных соревнований, то небольшая группа спортсменов продолжили заниматься гонками с преодолением препятствий, но это был самый сложный вид спорта, так что большинство отошло от него и он сам постепенно сошел на нет. CN: Вы тоже отошли от соревнований по гонкам с преодолением препятствий? ХР: В течение многих лет я продолжал выступления в гонках с преодолением препятствий. Я выигрывал в национальных чемпионатах выступал на чемпионатах мира. Затем, в начале 90-х годов, я начал снимать на видео. Многие говорят мне, что это и есть начало езды в стиле freeride; я брал свой велосипед и отправлялся в не имеющие отношения к соревнованиям путешествия, например, по водопадам на Ямайке или по снежным склонам Мэммота. Я совершал поездки по городским трассам Сан-Франциско и проехал по Тропе Инков до Мачу-Пику (Перу – перев.), и об этих путешествиях помнят и сейчас. Люди поняли, что езда на внедорожных горных велосипедах – это не только и не столько гонки. CN: Ваши спонсоры оказывают вам значительную поддержку. Вам всегда легко было убедить их, что то, что вы планируете сделать, может принести им рекламную известность? ХР: Конечно, это не свалилось с неба, и мне пришлось, доказывать, на что я способен, но теперь, да, они принимают, то что я делаю. Послепутешествия, которое я предпринял в прошлом году с Томасом Фришкнехтом (Тур Alta Rezia Freeride Tour), у нас было 26 публикаций в журналах, и каждая из них занимает от 4 до 10 страниц. Это почти столько же, сколько, по-видимому, занимают публикации о чемпионатах мира в этих же изданиях. И к этому надо добавить наши видеоматериалы и ТВ and DVD-диски! Это действительно успех и то, что мы сделали, будет долговечным. Я посмотрел наши DVD-диски 7-летней давности, и они совсем не выглядят устаревшими. CN: В прошлом году вы объявили о начале программы благотворительной деятельности. Как она выполняется? ХР: Она называетсяWheels 4 Life (www.wheels4life.org). Мы предоставляем велосипеды в качестве транспортных средств людям в странах третьего мира. Я увидел, как велосипед может изменить жизнь человека. Для нас он игрушка. Для них велосипед означает разницу – идти ли в школу или на работу за несколько миль от дома пешком или ехать. Мы предоставляем велосипеды медицинским работникам, и у них появляется возможность обслужить больше пациентов. В буквальном смысле слова есть миллионы людей, которым нужны велосипеды. CN: Как вы получаете деньги на это? ХР: При помощи сборов и пожертвований. Мы развернули рекламную компанию и получили поддержку некоторых представителей промышленности. Одна из местных школ устроила распродажу домашней выпечки с благотворительными целями. Одна из крупнейших велосипедных гонок в Германии связана с моей благотворительной деятельностью, так же, как и фестиваль в Швейцарии. Мы также получаем пожертвования через наш сайт в Интернете. Эти деньги мы используем на покупку велосипедов у дистрибьютора, который продает их там, где они больше всего требуются. Самое важное обязательство, которое я принял на себя – это, чтобы велосипеды в конечном счете попали в нужные руки. Мы рассматриваем возможности для такой деятельности на Филиппинах, в Эфиопии, Гане, Сенегале и даже в сиротских приютах в Мексике. CN: Состоит ли ваша цель в количестве велосипедов, которые вы желаете закупить? ХР: Велосипеды стоят от $100 до $150. Когда я начинал эту деятельность, я говорил, что хочу купить 50 велосипедов. С того времени я прошел путь от организации формальной благотворительности, и у нас более амбициозные цели. (Рей намекает на сбор средств, который поможет приобрести 350 велосипедов только в этом году). Когда-нибудь мои возможности дойдут до того, что я смогу заказать судно-контейнеровоз с велосипедами прямо из Китая.
|