GT Zaskar Comp. Большой. Алюминиевый. Быстрый. Доступный
В велосипедном мире есть немало долгожителей, но только Zaskar, прошедший череду эволюций, имеет, пожалуй, самую длинную историю. Могли ли вы в далеком 1991 году представить, что и сегодня он не только останется в голове линейки хардтейлов GT, но и будет соответствовать современному представлению о «правильном» универсальном маунтинбайке? Может ли он быть не только быстрым, но и справиться с грубым рельефом? Это решил проверить пытливый bikeradar.com, выдернув из выводка Zaskar младшую и самую простую модель –
найнер Comp и вручив её беспощадному гравити-райдеру Алексу Эвансу (Alex Evans), по совместительству являющемуся техническим редактором журнала.
Мы нарушим хронологию событий и, прежде чем поделиться подробностями обзора, сразу представим вердикт, который принес Алекс после тестов: «Если вы выбираете байк, ориентированный на кросс-кантри, бюджетный, но способный взрывать трейлы – даже с его весом Zaskar Comp может стать тем предметом, на который стоит обратить внимание».
+ Байк, неожиданно оказался удивительно способным на спусках.
+ Хорошее соотношение комплектация/цена
- Слишком длинные тормозные рычаги.
- Более «хардкорные» некоторые компоненты могли бы лучше раскрыть его потенциал.
А теперь – добро пожаловать к деталям.
РамаПоследняя итерация Zaskar выполнена из баттированных труб алюминиевого сплава Speed Metal™. Верхние перья образуют традиционный «тройной треугольник», ставший синонимом GT с момента появления у компании первых байков.
Проводка кабелей тормозов и трансмиссии – внешняя, без возможности спрятать её внутрь рамы.
В отличие от карбоновых рам Zaskar, где дропауты – Boost 148мм, заднее колесо в алюминиевом Comp фиксируется с помощью «олдскульных» эксцентриковых креплений. Если вы – поклонник «старой школы» - подседельная труба рамы предусматривает установку переднего переключателя. Впрочем, рулевая труба рамы – современная, коническая и рассчитанная для интегрированной рулевой колонки.
Крепление тормоза - Post Mount и размещено между перьями рамы.
Большинство цифр геометрии подопытного, доставшегося для теста в размере L, выглядят вполне трейл-ориентированными. Это и 462-миллиметровый рич, обеспечивающий достаточно пространства для удобного размещения в атакующей позиции, колесная база 1162мм и относительно небольшая для найнера длина нижних перьев 440мм. И только один параметр орет «кросс-кантри!!!» - угол рулевой 69.5 градусов.
Высота каретки Zaskar 9r Comp выглядит привлекательно. GT заявляет, что 307 миллиметров достаточны для преодоления большинства препятствий, а вся геометрия байка делает его удобным в управлении и вообще – заставит вас заново переосмыслить возможности хардтейла.
Рама оснащена двумя креплениями для держателей велобачка. Возможно, одно из них, вмонтированное в подседельную трубу, расстроит любителей опустить седло максимально низко для «вниз и попрыгать». Однако Алекс сказал, что не испытал проблем с 350-миллиметровым штырем, диапазона движения которого хватало во всех ситуациях, с которыми он столкнулся за тестовый период.
Эстетически байк выглядит неплохо. Гладкие линии перьев, сходящихся в элегантный изгиб, низкое расположение каретки BSA и яркий дизайн рамы придают ему вид стремительного и трейл-компетентного.
КомплектацияПервое что бросается в глаза при взгляде на Zaskar 9r Comp – это трансмиссия. GT не пожадничали и установили 11-скоростной комплект Shimano с задним переключателем ХТ и шифтером SLX, управляющими цепью, бегающей по кассете Sunrace с диапазоном 11-46.
Но трансмиссия - не единственная, чему хочется аплодировать стоя. Байк награжден ещё и роскошной для его цены вилкой - RockShox Recon RL с ходом 100мм, воздушной пружиной Solo Air, удаленной блокировкой и дропаутами Boost 110/15мм.
А вот ободья WTB ST i21 оказались узковаты для современного трейлайдинга: всего 21 миллиметр, хотя и с возможностью бескамерной установки покрышек. Они заспицованы на втулках Formula и обрамлены покрышками Vittoria Barzo с довольно агрессивным рисунком протектора и шириной 2.25 дюйма.
Тормоза Shimano не вызвали нареканий в работе, если бы не слишком длинные тормозные рычаги BL-M445, которые Алекс первыми внес с список «минусов». Система FSA Gamma Pro со звездой NW 34T проявила себя нейтрально.
Кокпит Zaskar 9r Comp представлен собственным брендом GT - All Terra, включающим в себя руль шириной 760мм, выносом средней длины и стандартным подседельным штырем с двухболтовым зажимом. Опора для пятой точки - WTB Silverado Sport.
В езде. Впечатления«GT Zaskar был для меня «темной лошадкой», но сумел удивить» - рассказывает Алекс. «Я познакомился с геометрией и, учитывая угол его рулевой, был почти уверен в том, что он ориентирован на «крутильные», относительно гладкие и спокойные трейлы. Но реальность оказалась несколько иной».
«Задача запустить байк «во все тяжкие» с целью выяснить предел его возможностей не оказалась для меня непосильной, особенно когда грунт становился рыхлым, а ландшафт – грубым. Тем не менее, граница дозволенного оказалась гораздо дальше, чем я предполагал, а байк - быстрее и способнее ожидаемого. Прежде всего это связано с геометрией рамы. Несмотря на кажущийся тупым угол наклона вилки, просторный рич позволяет легко контролировать байк, а адекватная колесная база и длинные перья даже в пикантных ситуациях оставляют его стабильным и управляемым. Все эти параметры, собранные вместе, делают Zaskar 9r Comp намного более готовым ко встречам с неровностями, чем предполагают упомянутые 69.5°. А когда трейл становится гладким и вертлявым, угол рулевой добавляет байку «взрывных» качеств и помогает в свичбеках».
«Наряду с благодарностью комплектации Zaskar 9r Comp, я отметил очевидное упущение – отсутствие регулируемого подседельного штыря, который очень бы ему пригодился, даже несмотря на XC-ориентацию. Недавно я катался на Cannondale, доказавшим, что это возможно для байка с похожим набором компонентов и ценой».
«Вторым недостатком я отмечу очень длинные тормозные рычаги. Если вы имеете длинные пальцы и сдвинете тормозные ручки дальше к центру руля, эта проблема будет частично решена, но вам придется также пересмотреть положение шифтера трансмиссии и рычага удаленной блокировки вилки. Я не знаю причин, по которым Shimano сделали тормозные рычаги такими длинными, но именно с этим параметром связываю недостаток мощности тормозов BR-M446, добиться которой я смог лишь максимально отведя рычаги от руля. Длинные пальцы рулят!».
Zaskar 9r Comp обладает единственным амортизатором – вилкой Recon RL, и я должен признать, что несмотря на ход всего 100мм, она впечатляюще справилась как с обработкой мелких неровностей, так и мастерски встретила удары об камни. Правда, некоторые из них были особо жесткими и способными повредить её (как и весь байк), но это уже вопрос скорости, с которой вы заходите в техничные секции трейлов.
В подъеме байк ощущается сбалансированным и накатистым. Комплект из вилки, 29-дюмовых колес и большой колесной базы реально работает и не расплескивает ваши силы, отдаваемые во вращение педалей, позволяя байку сохранять импульс и плавно перекатываться через препятствия, а не застревать в них. Удаленная блокировка на вилке исключает даже минимальное её раскачивание, но я ей не пользовался, так как считаю, что на грунтовых подъемах необходимости в ней нет.
Приятное и легкое чувство бережного расходования байком вложенных в него в подъеме сил,
Zaskar 9r Comp продемонстрировал и на спуске. Даже на минимальном уклоне и сложном рельефе дайте байку свободу от тормозов и почувствуйте, как он будет продолжать катиться, сглаживая неровности своими большими колесами, не заикаясь и не застревая в них, как это делают его мелкоколесные братья.
Трансмиссия, построенная на базе Shimano XT/SLX проявила себя безукоризненно, Zaskar 9r Comp отказывался терять цепь, даже в случаях, когда на «колбасе» я не проворачивал педали о обратную сторону.
«Удивили и покрышки. Перед тестом я был немного обеспокоен агрессивным рисунком протектора в комплекте с жестким компаундом и подумал, что на жестком и сыром покрытии я буду чувствовать себя как Бэмби на льду. Но в тестовых сессиях они проявили себя достойно, разве что после нескольких «пробоев» я бы предпочел, чтобы резина была шире (как и ободья)».
«В целом, я оцениваю этот велосипед, как приёмистый, накатистый, поддерживающий вашу скорость, особенно когда вы едете агрессивно. Я считаю его «раздвоенной личностью», с хорошими показателями ХС-гонщика и в тоже время – «взрывателем» трейлов. Он прекрасно уживается в обеих дисциплинах, пока многие из его конкурентов зависают между ними».
По материалам bikeradar.com