Мы набили себе на пальцах мозоли и просверлили вам глаза, упоминая, что подвеска LTS (Linkage Tuned Suspension – помните такую?) вернулась в GT. Спустя 20 лет она, четырех-рычажная и привычная, стала основой семейства трейл-байков Sensor, в частности модели Carbon Expert – велосипеда-зажигалки, олицетворяющего социальную маунтинбайк-революцию 90-х и «золотые» времена GT с царствующими на LTS/STS особами по имени Николя Вулье (Nico Vouilloz), Стив Пит (Steve Peat) и Ханс Рэй.
В качестве условия владения Sensor Carbon Expert GT рекомендует расстаться с $4200 и стать обладателем рамы, примерно поровну поделенной между карбоном и алюминием и оснащенной набором компонентов, достойным внимания пользователей соответствующего названию модели уровня. Это «середнячок» среди трех карбоновых версий Sensor, расположившийся между топ-версией Pro и более бюджетной Elite.
Кроме четырех шарниров подвески Sensor Carbon Expert, уверенность и привлекательность байка расположена на четырех дополнительных точках опоры, делающими катание на нем интересным, а его самого – всеядным. Прежде всего, это - 29-дюймовые колеса и 12-скоростная трансмиссия Eagle в миксе XO1/GX. Амортизаторы Rock Shox Revelation RC и Delux RT3 Metric Trunion снимают сомнения в устойчивости, а кокпит вкупе с современной геометрией делает катание в равной степени агрессивным и комфортным. Хотите больше? Пожалуйста, «легким движением руки» маленький помощник Flip Chip изменит геометрию Sensor на ту, которая больше подходит вашим трейлам. Мы, как поклонники «пониже, подлиннее и позаваленнее», использовали нижнее положение маленького помощника.
Отдельных слов заслуживает ещё один предмет, возрождающий классические инновации – углубление в нижней трубе Groove Tube. Вся кабели на GT Sensor лежат снаружи, без суеты с «внутренностями» в случае их замены и сохраняя чистый вид байка при виде сбоку. Классикой можно назвать также резьбовую каретку и снимаемое крепление ISCG05. И да, в раме предусмотрено место для держателя с флягой.
В подъеме
Как сказал Ричард (Richard Cunningham, тестер): «Взгляд на размер колес и цифры геометрии вызвал ожидание, что байк будет безмятежно катить по корневым секциям специально отобранных для него трейлов, а в поворотах будет спокоен и контролируем. Однако, прикрутив педали и едва нажав на них, я получил от подвески Sensor реакцию почти столь же рьяную и жесткую, как от гонщика ХС. Пользуясь рычагом регулировки низкоскоростной компрессии или забывая про него, я молотил педалями и каждое моё движение GT превращал в поступательное.
Тем не менее, жесткое поведение подвески не делает Sensor великим восходителем. Даже «освободив» подвеску во время подъема среди россыпей корней, я быстро почувствовал границу её возможностей, особенно на медленной скорости. На трейлах тихоокенского северо-западного побережья есть много подобных «святых» мест. На относительно гладких участках подъема я мог позволить дать себе и байку немного расслабиться, но приходилось постоянно ускоряться, чтобы не застрять в следующей трехметровой корневой секции. Эксперименты с настройкой амортизатора (GT рекомендуют сэг 25%) сделали подвеску немного мягче. Уменьшение давления в покрышках (21/24psi перед/зад) тоже помогло, но моим единственным спасителем оставалась скорость. Вверх Sensor способен карабкаться подобно хардтейлу, но лишь пока я «давил на газ».
Впрочем, признаю, что, карабкаясь в подъем, Sensor редко испытывал недостаток в сцеплении. Победите свои разочарования, давите на педали и на сложном рельефе этот байк заставит вскинуть брови даже опытных апхилльщиков. Без сомнения, часть заслуги принадлежит покрышкам Schwalbe Nobby Nic с бортами тонкими как пакет из магазина, обволакивающими неровности трейла подобно беспозвоночной форме жизни.
На спуске
Оба райдера, тестировавших Sensor, были единодушны в решимости геометрии Sensor бросаться в самые отвесные и самые жесткие каменные сегменты. «Демон Синглтреков» вполне справлялся в ситуациях, где девизом других трейл-байков-короткоходов вполне могла стать осторожность. Однако оба они сошлись во мнении о дисбалансе работы передней и задней подвески. Моментальным решением стало увеличение воздушного давления в вилке с компенсацией регулировкой низкоскоростной компрессии для сохранения её чувствительности, хотя истинный «преступник» находился сзади и «перегружал» вилку. Увеличение сэга в нем означало бы начало борьбы с кинематикой подвески, некорректного демпфирования и возможного «пробоя». Мы выбрали «план А» и, несмотря на остающуюся жесткой, но более сбалансированную подвеску, дождались решения в ответе на письмо в GT.
Тормоза Sram Level TL не оказались образцом в изощренном искусстве симбиоза Sensor и скоростного спуска в духе ДХ, но на 80% со своей задачей справились, роняя камни со скальных уступов или взрывая мягкие контруклоны пока уклон не закончился, а байк не насытился трейлом. Управление легкое и стабильное, 51мм оффсета вилки вполне сочетается с геометрией байка, особенно когда нужно быстро принимать решение по выбираемой траектории в хитрых «съезжалках». Остающийся довольно жестким на скоростных участках, Sensor остается предсказуемым даже в дрифте обоими колесами пока подвеске есть куда сжиматься, а покрышкам – за что зацепиться.
Чтобы наш подопытный мог достичь своего потенциала, преисполненного трейл-агрессивности, GT (или вы) должны внести в него несколько изменений. И первое – это покрышки Schwalbe Nobby Nic с тонкими модными бежевыми боковыми стенками и компаунде Addix Speedgrip. Вес весом, но после нескольких «пробоев» и ремонта мы стали называть их «El Chapo». И даже не спрашивайте про герметик, это очевидно.
Второй момент – это недостаточный в размере Medium ход подседельного штыря 125мм для райдера ростом 5 футов 7 дюймов (170см). Свидетель – запас неподвижной части штыря выше подседельного зажима. Признаем, мы – особенные и некоторые дополнительные вложения могут решить эти «проблемы», но GT точно должен восстановить баланс в подвесках, сделав настройки заднего амортизатора менее «сварливыми», чтобы этот 130-миллиметровый красавец был бы в полной мере достоин звания «aggressive trail bike».
Постскриптум
Этот тест был проведен осенью 2018, а оригинальная статья выпущена в декабре. Задний амортизатор испытуемого Sensor имел Medium/Medium в компрессии и демпфировании, а также два токкена в воздушной камере. После теста GT поменяли настройки на Low/ Low и добавили третий токкен. В серийных байках это должно решить проблемы с чувствительностью заднего амортизатора, с которой столкнулись тестеры. Кроме этого, теперь каждый велосипед имеет запас в 1 дюйм (2.5см) трубы вилки, позволяющий своему владельцу больше вариантов для выбора удобной для себя посадки.