Это история о создании и короткой, как полотно велотрека, жизни одного звездно-полосатого байка, чья миссия по спасению Америки в битве с пришельцами была не менее грандиозна, чем марвеловский блокбастер.
По мнению Брюса Лин (Bruce Lin - автор оригинального текста) скорость, развиваемая на велосипеде, определяется тремя фундаментальными составляющими: мощность, прикладываемая для вращения заднего колеса байка, вес байка и аэродинамика вашего с ним симбиоза. Измерение первых двух может быть подвластно любому спортсмену, анализирующему собственные тренировки и содержащему байк на жесткой диете. Третья ипостась сродни темному искусству: вы можете облачиться в соответствующую экипировку и «на глазок» оценить полученное преимущество, но без команды инженеров и аэродинамической трубы точно измерить полученный эффект не представляется возможным.
Больше чем ощущениеЭто были «лихие» 90-е и расцвет эпохи аэро в вело. Проектировщики строили футуристические конструкции, адаптированные под конкретных гонщиков, демонстрирующие невиданную доселе скорость и несущие их к новым победам-рекордам. Бал тогда правили европейцы и их велосипеды: знаменитые англичане Lotus 108 и Крис Боардмен (Chris Boardman), Old Faithful, сделанный шотландцем Грэмом Обри (Graeme Obree) практически на заднем дворе собственного дома, и итальянка Pinarello Espada, ведомая горячим испанцем Мигелем Индурайном (Miguel Indurain). Американцы же топтались на задворках и не видели олимпийских медалей с 1984 года, так что маячившая на горизонте Олимпиада в Атланте вдохновила местную федерацию велоспорта создать собственное оружие для защиты родины и поручить GT Bicycles встать во главе его производства.
Восставший из BMXПлан по вступлению в международную гонку вело-вооружений был назван «Project 96» и заниматься им, естественно, должна была американская компания. В то время GT были знамениты в большей степени своими мелколесными байками. Каждый хромированный представитель GT с колесами 20 дюймов немедленно становился предметом зависти пацанов на районе, но в большом мире шоссейного велоспорта и, тем более, на треке компания имела репутацию примерно никакую.
Однако в рядах соучредителей GT был Ричард Лонг (Richard Long, именно он «сделал» компанию, вытащив её из гаража Гари Тернера – прим.пер.). Он был человеком амбициозным, умеющим смотреть далеко и главное - одержимым гонками не меньше, чем собственным брендом. Ричард смекнул, что оказанное ему доверие есть не только благоприятная возможность демонстрации GT всему миру, но и утверждение потенциально самого быстрого байка, который наконец-то утрет нос европейцам. В итоге мистер Лонг подписал соглашение с USA Cycling и приступил к созданию велосипеда для американской национальной сборной.
Первая, предварительная стадия началась с производства стального фреймсета в виде обычного «double diamond» как метода определения уникальной геометрии и посадки для каждого спортсмена, отобравшегося на грядущую Олимпиаду. Следующий этап – построение алюминиевого каркаса, обтянутого фольгой и его продувка в аэродинамической трубе, предоставленной General Motors. И только после того, как работа со временными приготовлениями, комплексно именуемыми Superbike 1 была закончена, GT перешли к производству окончательного варианта, построенного в карбоне.
Цена мечты В помощь инженерам GT была привлечена группа из специалистов по работе с композитными материалами и экспертов аэродинамики. Без помощи современных технологий, процесс проектирования был довольно трудным и занимал много времени. Каждая деталь будущего байка, как и весь набор инструментов для её производства делались на заказ. Прежде чем материализоваться в финальный результат, рисунки сначала превращались в модели из пенополистирола для продолжающихся тестирований в аэродинамической трубе.
Каждая созданная таким образом рама и кокпит были уникальны и сделаны под конкретного гонщика. Кроме незначительного движения седла вперед-назад, велосипед не имел никаких настроек посадки. Любое внесение изменений было очень трудоёмким и дорогим процессом. В итоге GT построили несколько байков в окончательной версии - Superbike 2 и стоимость каждого монококового звездно-полосатого великолепия составляла около $45.000
За год до Олимпиады американская сборная начала тайные тренировки на треке в Colorado Springs. Продолжились и продувки в трубе, теперь уже вместе с гонщиком. Вероятно, это был один из первых опытов настройки спортсмену наиболее аэродинамичной посадки. Мариано Фредик (Mariano Friedick – член сборной США, специалист в гонках преследования) говорил: «Быть частью того проекта – очень круто и весело. Не уверен, что сам Лэнс (Армстронг – прим.пер.) проходил такое тестирование».
В то же время, данные, полученные в трубе и собранные главой инженерного отдела GT Форрестом Йелвертоном (Forrest Yelverton), позволили ему сказать, что Супербайк будет быстрее любого конкурента и готов завоевать весь мир.
Вспомнить всё«Я был потрясен, насколько узким оказался велосипед и насколько близко друг другу были мои колени» - вспоминает Мариано. Действительно, при взгляде на байк спереди, он кажется исчезающим из-за маленького поперечного силуэта, подставляемого встречному воздушному потоку. Например, внешний диаметр рулевой трубы всего 25.5 мм, что вдвое меньше чем у современного байка. Чтобы этого добиться, GT сделали очень тонкий шток вилки и использовали фторопластовые втулки, а не подшипники, одновременно удаляя с передней части байка лишние граммы. Фронтальная «зауженность» коснулась как втулок, помещенных в дропауты шириной 60мм (сравните со 100/120мм перед/зад у «обычных» велосипедов для трека), так и шатунов с Q-фактором всего 100мм.
В стремлении обеспечить байку максимальную жесткость GT выбрали для его рамы U-образную форму (в отличие от Z-образной у наиболее известного в то время Lotus 108). Отсутствие верхней трубы и перьев означало меньше деталей, цепляющихся за воздух, в то время как нижняя труба, выполняя традиционную роль позвоночника велосипеда, непрерывным куском карбона переходила через узел каретки в нижние перья. Мариано отметил, что, несмотря на узость в позиции «анфас», в плане жесткости велосипед был лучшим из тех, что ему довелось попробовать. Широкие в боковом профиле, труба и нижние перья полностью соответствовали чрезвычайно узкому фронтальному профилю байка.
Французская компания Mavic, также привлеченная к "Проекту 96", специально для него сделала карбоновые шатуны и колеса. Интересна форма подседельной трубы, как бы «обнимающей» заднее колесо и работающей как гигантский обтекатель. Одна из деталей, также достойных внимания – 24-дюймовое переднее колесо, размер которого позволяет гонщику ехать в драфте максимально близко, что дает небольшое преимущество в командных гонках.
Обратная сторонаНезадолго до Игр Project 96 был показан общественности и даже поучаствовал в рекламе в качестве частичной компенсации огромных средств, вовлеченных в его производство. К сожалению, тогда же произошел первый случай, от которого проект начал движение к закату, показавший, что американскую «сказку» не всегда ожидает счастливый конец. Буквально за несколько дней до открытия Олимпиады погиб Ричард Лонг, один из авторов и главный двигатель проекта, разбившись на мотоцикле, когда ехал поддержать команду GT, участвующую в соревнованиях по маунтинбайку.
Уже во время соревнований в квалификации индивидуальной гонки преследования, Супербайк приносит Ребекке Твигг (Rebecca Twigg) четвертое место, после чего она жалуется на некоторое неудобство в посадке, меняет байк и проигрывает в первом круге гоночного единоборства… В итоге американская национальная сборная получила лишь три медали (два серебра и одна бронза) вместо ожидаемых девяти, на что некоторые представители прессы немедленно отреагировали, дав байку незавидное прозвище «SuperBust».
Швейцарский бросок
Внешний вид Project 96 стал предметом внимания президента UCI Хайна Вербруггена (Hein Verbruggen), с неприятием описавшего его больше похожим на самолет, чем на велосипед. Год дебюта Супербайка по иронии судьбы стал и годом появления «Луганского параграфа» - Lugano Charter, ограничивающим параметры дизайна рам велосипедов и поставившим после Олимпиады Project 96 вне закона. Новые правила, в частности, гласили о соотношении 3:1, оставляющими за бортом широкие и плоские формы Project 96 и всех, ему подобных. Колеса разного размера более не допускались, а фантазии, выходящие за рамки традиционного «двойного бриллианта» были запрещены. Это означало конец развитию технологий, взорвавших велотрек в начале 90-х и, несмотря на потенциал, Супербайк от GT так и не смог (или не успел) прийти к успеху, ради которого и был рожден.
Тем не менее, опыт Project 96 не прошел бесследно. Вместе с гонщиками GT создали один из самых быстрых велосипедов планеты, и некоторые технологии его производства до сих пор используются в велоиндустрии. Эксперименты в дизайне и инновациях, рожденные инженерами в начале 90-х, продолжаются и находят своё применение в неофициальных соревнованиях концепт-байков.
Американские гонщики национальной сборной розлива 1996 все еще вспоминают Супербайк с нежностью. Так, Кристиан Ванде Вельде (Christian Vande Velde), описал сделанный для него велосипед как часть себя самого и добавил: «Это был один из моих любимых байков, на которых мне когда-либо приходилось ездить». Ему вторит и Мариано Фредик: «Помимо того, что велосипед был чертовки быстр, сделанный специально для меня, он был чертовски удобен. Гоняясь в команде или индивидуально, с ним я чувствовал себя как на планете Дзен. Это было невероятное чувство. Сейчас я могу только представить, к чему пришел бы GT, будь у их байка больше времени и удачи. И даже без золота Олимпиады я не откажусь от мнения, что это был один из самых быстрых велосипедов, когда-либо произведенных на планете. И мне не нужна аэродинамическая труба, чтобы это понять».
По материалам roadbikeaction.com.