GT: Крымские хроники. Часть третья – Идем на Восток
Все оттенки белого, дуб-великан, запахи сафари, асфальтовое и грунтовое терпелово, трейл к пляжу и «зачем всё это нужно?» – подробно в лонг-риде с фотками третьей части экскурсионно-приключенческой саги от Алексея Кислинского.
Придя в себя после второй, «выживательной» главы моего Крымского повествования я опять почувствовал себя наполненным желанием познавать и обкатывать неизведанные мною места, коих на этом замечательном полуострове ещё очень много. Гигант мысли, предводитель Алуштинского вело-дворянства и особа, приближенная к Эндуро – Евгений Олейников вновь встал во главе нашей кампании. В этот раз ко мне и всегда готовому к любой движухе Эдику «Джезу» Казарицкому присоединился Максим Булавин, знакомый всем, кто хоть раз вкушал напитки от его кофейни «СтарМакс», подслащенные специальной скидкой для велосипедистов. Как и раньше, нашу логистику обеспечивал Фокс-Мобиль и Валерий – начальник «транспортного цеха».
Мы уже три недели не видели дождей, жара за +35 казалась бесконечной, но остановить нас было некому. Поэтому ранним августовским утром мы загрузились в машину и взяли курс на Белогорск.
Первым предметом нашего осмотра и обката стала величественная Белая Скала (Ак-Кая), давшая название поселку, возле которого мы десантировались. Её история, как и она сама – красива и удивительна, особенно её вершина, возвышающаяся над окрестностями ослепительно белой вершиной треугольника, две стороны которого уходят в никуда. В разное время Ак-Кая служила жилищем и убежищем, была местом казни и торжественного принесения присяги, военным штабом и натурой для съемок кинофильмов. Её вертикальный уступ облюбован скалолазами и туристами, а многочисленные пещеры и гроты, образованные многовековым выветриванием известняковых и песчаных пород, как бы приглашают заглянуть внутрь скалы, чтобы лучше узнать все её истории и тайны.
Первое, что мы решили сделать – подняться на вершину, вздымающуюся в высшей её точке на 120 метров над долиной и на 325 метров над уровнем моря. Для этого мы проехали около 5км вдоль всего подножья Ак-Кая и штурмовали скалу с юго-запада, где подъем достаточно пологий, чтобы не забираться пешком.
Пока ехали и осматривались, мне вспоминались кадры из многочисленных советских вестернов, приключенческих фильмов и боевиков, снятых здесь ради придания им антуража «дикого запада». На какое-то время я даже представил себя их героем, удирающим на байке(!) от улюлюкающих индейцев или вооруженных до зубов бандитов.
На полпути подъема к плато мы увидели грот, почти полностью укрытый деревьями, и решили его осмотреть. Укрывшись в его тени, мы сразу же оказались в приятной прохладе, усугубляемой родником, по каплям, сочащимся прямо из трещин в потолке и стенах и собираемым в выдолбленную ими же каменную чашу. Дав возможность попробовать себя «усталым путникам» и снова переполняя её, вода растекается по земле, чтобы напоить растущие у входа деревья.
Пополнив запас воды, мы продолжили путь наверх. Впечатленный видами на Белую Скалу и желая развлечь себя и своих товарищей, я придумал игру: кто больше сможет вспомнить и сказать названий из географии или литературы, устойчивых выражений, идиом и поговорок, включающих в себя слово «белый»? Свои версии выдаем по очереди и время на обдумывание не ограничено. Но игра закончится вечером по окончании нашего маршрута, и тот, кто в момент загрузки байков в машину не предложит в порядке очереди свой вариант – считается проигравшим и может угостить всех пивом. Понеслась! «Белые ночи», «Белый Аист», «Белая Гвардия», «Белый Клык»… следующие полчаса, пока мы закручивали по грунтовой дороге, выезжая к краю скалы, пролетели весело и незаметно.
Выехав к краю вершины того самого «гордого» треугольника мы увидели долину, простирающуюся под нашими ногами на много километров. Где-то на горизонте маячил Чатыр-Даг. Легкий бриз, приятный внизу, сменился на шквальный ветер, готовый сдуть непрошеных гостей с обрыва. Весь край скалы покрыт трещинами шириной до полуметра. Это вызвано постепенным выдуванием мягкой известняковой породы и последующим отслоением каменных монолитов, которым на отвесном склоне почти не за что зацепиться.
Один из таких огромных кусков, кажется, держится, кажется, «на честном слове» и в любой момент готов рухнуть вниз вместе с десятками вбитых в него креплений для веревок, используемых скалолазами для страховки.
«Белые воротнички», «Белый Бим»… Стоя наверху, мы увидели тропу, которой решили спуститься. Узкая и вертлявая, она выходит траверсом под основание скалы и ныряет ещё глубже, выводя сыпушными зиг-загами в долину.
Выбранный маршрут для спуска оказался весьма интересным. Более того, различных по сложности вариантов съехать вниз была тонна, так что, если кому не лень каждый раз таскать «портажом» велик наверх, тот может от души «нафрирайдиться» по этому ландшафту, выглядящему неземным. Свою порцию вкусноты мы уже получили.
«Белый Альбом», «White Snake»… В рок-н-ролле я неожиданно нашел свой источник вдохновения, которого могло мне хватить до конца игры. Спустившись, Женя предложил посетить ещё один грот, туристы его называют Большим. Путь к нему – в лоб метров на 70, с великами на плечах.
Грот представляет собой огромную полость с расходящимися от входа стенами, а его пол имеет довольно большой уклон к выходу.
Податливый мергель и известняк - прекрасная возможность, чтобы выцарапать в стене отметку о своем посещении, но кому-то этого оказалось мало и, видимо, для ещё большего самоутверждения, было не лень принести сюда и краску: «неможливих речей немає», оставив сие мудрое изречение на четырехметровой высоте. Просто невероятное «достижение», если не знать об альпинистском снаряжении или хотя бы палке для трекинга, к которой можно привязать кисть.
Немного посидев здесь и снова насладившись прохладой, мы двинули обратно. Но выкатив из грота не стали спускаться тем же маршрутом, а сначала проехали тропой, ведущей узким траверсом вдоль вертикальной части скалы в направлении её «носа».
Вскоре тропа нырнула куда-то в ущелье, и всё что нам оставалось – ещё одна порция фрирайда по сыпушному, полному осыпавшихся сверху камней, склону к подножию этой замечательной горы. Позже мелькнула мысль, что один из этих камней мог бы пригвоздить и нас, но в тот момент эта мелочь никого из нас не волновала.
«Белый Алуштинский…» - парни, похоже, нашли и оседлали родную тему, как вдруг Евгений обнаружил, что не все байки могут быть одинаково полезны. Спустившись вниз, мы нашли мото-скелет, брошенный кем-то и неизвестно когда, вновь напомнивший кадры «дикого запада» с рогатыми черепами и обглоданными костями, высушенными жарким степным солнцем и ветрами.
На этом мы порешили, что Белая Скала нами изучена и вернулись к месту выгрузки, речке Биюк-Карасу (Большая Черная Вода), где нас дожидался Валера и Фокс-Мобиль, заботливо спрятанный в тени. Там мы немного передохнули и, обсудив план нашего дальнейшего маршрута, повернулись спиной к Ак-Кая и двинули на юг. Горы, закрывающие собой море, маячили на горизонте, а прямо перед нами километров на 20 простирался степной плошмяк.
Предложенный Жекой вариант пересечь его на машине, делая остановки для осмотра и возможной обкатки интересных мест мне и Джезу не очень понравился. Макс не возражал, но большого смысла в самокруте не видел. Я же решил, что раз сил ещё достаточно, лучше ехать на байке: неспешно болтать ногами под разговор веселее, чем сидеть в духоте, да и на велике увидишь больше, чем из окна машины, несущейся по дороге, тем более, что при первой же оказии всегда можно с неё свернуть.
Так и получилось. Легкий попутный ветерок, забираясь под рюкзак, смывал жару и помогал движению, а добрую часть пути до Белогорска мы проехали по грунтовкам, тем более что уже километрах в пяти к югу от Ак-Кая мы встретили ещё одну достопримечательность – Суворовский дуб, 800-летний четырехствольный великан. Вот таким я его увидел, во всей его величественной красе.
Это дерево имеет интересную историю, как и многое в Крыму, связанную с нескончаемыми войнами за право владения полуостровом.
Было очень приятно оказаться здесь, рассмотреть дуб поближе и посидеть в прохладной тени.
Единственное, что показалось мне лишним – это обилие табличек «не курить», «не лазить», «не сорить», «охраняется, за… - штраф». Некоторым из посетителей, видимо, крайне необходимы подобные указивки, чтобы научиться вести себя по-человечески.
Вскоре мы всё-таки были вынуждены выехать на асфальтовую дорогу, которая привела нас в Белогорск. По пути посмотрели на строящийся участок трассы «Таврида» (Керчь-Севастополь).
Сам Белогорск не оставил никаких впечатлений. В будний день его улицы почти пустые, дома однотипные, более или менее ухоженным выглядит лишь частный сектор. Небольшая остановка для заправки мороженым.
Прошив город насквозь, мы покатили дальше. Через несколько километров показался известный сафари-парк «Тайган». Его посещение не входило в наши планы, но отметиться фоткой возле него – дело святое.
«Белые ходоки» и неожиданно выстрелившее «White Power!». Свернув с дороги, мы обогнули парк львов справа под специфический, бьющий в нос запах, истошный визг «основного блюда» для его обитателей и стаи слетевшегося к этой кухне воронья. Довольно неприятно, но три сотни метров можно потерпеть, тем более, что мы снова оказались на грунтовке, то ныряющей, то восходящей по небольшим холмам, огибая Белогорское водохранилище, сильно потрепанное жарой и долгим отсутствием дождей.
После часа небольших, но постоянных «ныряний» и «восхождений» без какого-либо намека на тень мы порядком вымотались. Запасы воды были на исходе и те, у кого она оставалась, делились с теми, кто наиболее в ней нуждался. Дорога делала большую петлю, чтобы, наконец, спуститься в деревню Карасевка, но Жека провел коротким, но веселым «сократом» по фрирайду.
Проезжая деревню по главной дороге, мы не обнаружили по пути ни колодцев, ни родников, ни магазинов. Решили не тратить время на их поиски, а потерпеть ещё 5-7 километров до Головановки, по словам Жеки, более богатой на инфраструктуру. Ослепительно белый грейдер, поворот на асфальт и вот он - долгожданный магазин «Продукты» с велопарковкой и… двумя ржавыми амбарными замками на дверях.
Судя по его внешнему виду, деятельность магазина была свернута давно. Джез отправился знакомиться с селянками и выяснил, что спасение находится всего в трехстах метрах от нас. Пополнив в нем запас воды и закинувшись очередной порцией мороженого, мы снова взбодрились. Ездить по дорогам нам всем уже порядком надоело, горы, за которыми ждет финальный трейл в выходом к морю, уже совсем рядом, осталось только доехать до перевала. А там – рукой подать. Как только дорога пошла вверх, асфальт вдруг исчез, и началась приятная грунтовка с небольшим градиентом и укрытая в лесной тени. Это наиболее короткий путь, соединяющий Приветное с Белогорском и Симферополем, машины тут – не редкость, как и поднятые ими плотные клубы пыли.
На полпути мы увидели родник, где совершили ещё одну остановку для отдыха и перекуса.
Наконец, выехали к перевалу и… полезли влево от него выше в горы. Последний отрезок перед трейлом в Приветное ребята проделали большей частью пешком. Макс, занятый работой и нечасто выезжающий, весь день держался бодро, но, чувствуя усталость, решил сохранить силы для спуска. Джез заленился, а Жекины ноги неожиданно и жестко навестили судороги. Шесть десятков километров дались непросто и мне, но внутренний червячок приказал дотерпеть лишь затем, чтобы сейчас написать: да, я сделал весь маршрут, не слезая с байка, за исключением «портажа» к большому гроту Белой Скалы и плановых остановок.
«Белое безмолвие», «Белая смерть», «Белое море»… К выходу на начало трейла игра потихоньку сошла на «коду» вместе с остатком сил. Пока надевали защиту, Женя вкратце рассказал, что спуск ожидается не сложным, местами напоминающим «Южную тропу» на Демерджи, но более узкий.
Мысль о том, что наше путешествие заканчивается интересным трейлом, добавила всем позитива. Начали бодро, тропа и правда оказалась интересной, и, к удивлению почти не заросшей. По характеру скальника и уклону я бы сравнил её с открытыми, хорошо проглядываемыми участками «Боса».
А слева от нас внизу было царство по имени Зеленогорье, украшенное золотом заходящего солнца.
Вскоре спуск начал чередоваться небольшими «торчками», закидывающими метров на 20-30 вверх, чтобы снова вкусить порцию флоу. Это могло бы продолжаться прямо до побережья, но парни сообща решили, что крутилова в подъемы на сегодня достаточно и свернули в Приветное. В поселок мы спустились заброшенной грунтовой дорогой, щедро усыпанной камнями с острыми гранями, напомнившими мне «Эврику» возле Алушты.
На этом почти всё. От Приветного мы выехали к морю, где ненадолго зависли на пляже, глядя на море. Если бы кто спросил меня «а нафига всё это было нужно?», я бы в тот момент затруднился с ответом, уж слишком много дорог было в нашем, почти 70-километровом приключении. Я не против грунта в любом его виде, но асфальт делает мне некоторое уныние. Я не жалею о том, что отказался от помощи Фокс-Мобиля, это решение позволило увидеть и записать в свою коллекцию больше новых видов и знаний, но АМ в чистом виде присутствовал лишь в начале и в конце нашего маршрута.
Тем не менее, считаю наш ПВД удавшимся, за что большое спасибо Евгению Олейникову, Джезу и Максу, сказавшему позже: «если ты оказался в одной комнате с людьми, близкими тебе по интересам, то ты в правильной комнате!». Жму руку Валерию и его Фокс-Мобилю, так и ли иначе, тоже проведшими с нами весь этот день.
Визит в первый грот Ак-Кая вызвал сбой в записи трека, разделив его на две части. Если вдруг вам стал интересен наш маршрут и его локации - Максим с удовольствием ими делится.
https://www.strava.com/activities/1113342746
https://www.strava.com/activities/1114010022Я ещё не решил, куда отправиться за новой порцией Крымских впечатлений, но знаю точно, что они меня где-то очень ждут. Присоединяйтесь или зовите в гости, буду рад! А пока – пока!