закрыть

Подбор велосипедов

Горные велосипеды

Гарантия

Общие вопросы Рамы Компоненты

GT I-Drive

Новый I-Drive

Cервис

Ремонт Уход и хранение

Новости

все новости

GT: Крымские хроники. Часть первая - Прогулка в Бахчисарай

20.06.2017, 15:13

Привет. Летний сезон в разгаре и наши райдеры продолжают рассказывать о своих победах и приключениях. В этом материале не будет срезок и быстрых секунд от Ивана Кунаева, вы также не сможете оценить новые трюки от летающего Евгения Курникова. Сегодня вы приглашены на экскурсию, которую совершил Алексей Кислинский.



Календарная весна в Крыму в этом году случилась поздней… и разной. После долгой и неожиданно жесткой зимы снег не спешил расставаться с «верхними» трейлами, стекал ручьями и дождями на нижние тропы, а ветер, забрасывая их, когда ветками, а когда и деревьями, завершал общую и не очень приглядную картину. За это время ради порции фитнеса и видов я освоил и успел полюбить мало интересовавшие меня доселе пешие прогулки в горы, а также поучаствовал в расчистках трейлов, пострадавших от непогоды, и строительстве новых. А ещё закатил три локальные гоночки, включая традиционный майский Алуштинский Super D от Адреналина, где в дневной гонке среди почти двух десятков Мастеров 30+ занял 4-е место и на некоторое время насытил свои гоночные амбиции.



Той самой весны, которую я ждал и к которой я за три года жизни в Крыму успел привыкнуть, в 2017 так и не было. Желание залезть куда-нибудь повыше и подальше зашкаливало, но внутренний «пудель» часто гнал не туда, куда хочется, а туда, где суше и приятнее, пока во второй половине мая у кого-то наверху, выше облаков, не кончилось терпение, и тумблер из положения «зима» был повернут сразу в положение «лето». Буквально за несколько дней окрестности Алушты заиграли всеми красками и запахами цветущих инжиров, кизилов и абрикосов, различных трав и цветов, а я, закручивая к началу очередного трейла и предвкушая фан езды по нему вниз, стал задумываться о том, чем займусь летом. В конце прошлого года в моей голове бродила идея покататься по Южному Уралу, но, к сожалению, таковой она и осталась по причине отсутствия понимания внятного маршрута и главное – проводника-единомышленника, готового поделиться со мной своим знанием местности и разделить «все тяготы и лишения» планируемого АМ-тура. И вот, в один из дней, наслаждаясь хорошо знакомыми красотами, я вдруг подумал: как же мало я знаю велосипедный Крым. Ну да, паутина трейлов Алушты, жесткач Ай-Петри, сыпушная Балаклава и удивительная Байдарская Долина – всё это, такое непохожее друг на друга я знаю от «очень хорошо» до «почти неплохо» и люблю, но сидящий внутри червячок точит и зовет в новые, неизведанные мною локации ЮБК. И я решил посвятить часть летнего сезона местам, в которых ещё не был, но о которых немало наслышан. И первым «белым пятном», густо закрашенным красками впечатлений после его посещения, стал Старый Бахчисарай.



Почему Бахчисарай? Почти случайно. Я поделился своими мыслями с Женей Олейниковым (легенда и гуру алуштинского МТБ, гонщик, трассостроитель и мечтатель, о нем можно рассказывать бесконечно), и, вкратце рассказав ему о своих планах и целях, предложил стать моим гидом. На вопрос: «так куда ты хочешь поехать?» я ответил просто: «без понятия, ты знаешь меня, моё катание, вот и удиви».



Через несколько дней Евгений сказал, что построил маршрут, позаботился о трансфере и ждет от меня согласования даты выезда. Зная его немногословность (услышать от него более 10-ти слов подряд – большая удача), после слова «Бахчисарай» я не стал пытать Жеку ради подробностей, но был приятно удивлен, узнав, что в этот ПВД уже вписались наши общие друзья – Эдик «Джез» Казарицкий и Руслан Бойченко, как я, проявившие, интерес к неизведанному. А я прихватил с собой своего друга и коллегу по работе в «Триал-Спорт» Вадима Веневцева (он так вообще за любую движуху), приехавшего в #металликтур из Челябинска. В общем, ранним утром пронзительно-солнечного первого воскресенья июня еще одна алуштинская легенда – ФоксМобиль, ведомый Валерой, вывез нашу банду навстречу приключениям. «Удивить» Евгению удалось уже с момента нашего прибытия к началу маршрута.



«Марсианское Озеро» появилось на месте карьера, где почти полвека назад велась добыча известняка, применяемого в строительстве. Копая глубже, строители вскрыли подземные источники, и, чтобы продолжать работы, поступающую из них воду откачивали насосами. В 90-х затея дальнейшего освоения карьера была признана нерентабельной, и он был заброшен. Сейчас это водоем правильной прямоугольной формы (прим. 400х100м) и глубиной до 10 метров, заполненный водой ярко-бирюзового цвета, обрамленный каменными холмами, оставшимися после раскопок. Своё название это озеро получило от местных жителей за свой футуристический, неземной облик. Сидя у воды здесь, и правда, можно залипнуть в космической безмятежности, но нам нужно двигаться дальше.



Начало пути к Бахчисараю проходило по грейдеру, ослепительно белому из-за всё той же известняковой пыли. Яркое голубое небо и строгие взгляды окружающих нас желтых скал, все краски бушующей зелени и пронзительно-алые поляны цветущего мака – никаких полутонов и плавных цветовых переходов.  



Открытые и просматриваемые до горизонта участки чередовались с заходом в редкие лесные секции, легкие подъемы сменялись плавными спусками – следующие километров 10 мы неспешно крутили, продолжая вращать головами в разные стороны чаще, чем педалями. Обменивались впечатлениями или просто болтали ни о чем, как языком, так и ногами.





Далеко просматриваемые виды и скалы, маячащие на горизонте, создали впечатление, что мы едем в степи, и конца этому плошмяку не будет. Так продолжалось около часа, пока мы не выехали к краю горного отрога с тремя ущельями-лучами, разбегавшимися в разные стороны. А в начале их разбега, в трехстах метрах под нашими ногами лежал «город пяти веков» и бывшая столица Крымского Ханства - старый Бахчисарай, глядя на который мы снова зависли…





Перезагрузив систему, мы двинулись в город. Чтобы не возвращаться тропой, приведшей нас к краю отрога, Евгением было принято решение проехать вдоль него, пока не выйдем на дорогу или тропу, по которой можно спуститься.



Движение вдоль обрыва было приятным, но не долгим из-за буйной растительности. Срезка (по-алуштински - «сократ», от слова «сокращать», древнегреческий философ здесь ни при чем) оказалась не очень удачной, и мы чуть-чуть застряли в кустах.     



Найдя нормальную тропу, вскоре мы спустились в город, где решили немного осмотреться и перекусить в кафешке. Бахчисарай полон достопримечательностей, достойных внимания, но на их осмотр может уйти не один день и велосипед в этих экскурсиях, безусловно, будет лишним аксессуаром.



Поэтому мы ограничились внешним осмотром Ханского Дворца, немного прокатились по извилистым городским улочкам и навестили одну из пещер, замеченных во время спуска.



Уличная жара сменилась приятной прохладой, а городская суета – безмолвным покоем. На стенах пещеры остались следы довольно активной жизнедеятельности скалолазов.



Немного посидев и обсудив дальнейшие планы, мы снова двинули в город, чтобы подняться на другую сторону каньона, осмотрев по пути Свято-Успенский пещерный монастырь.



Не имея пиетета ни перед одной из религий, скажу, что монастырь, действительно, очень красив. Он поражает своей мощью, как будто удерживая скалу на своих плечах, и одновременно удивляет изысканностью и воздушностью.



Мы продолжили подъем, закручивая по каменным уступам и лавируя между многочисленными туристами, восходящими к пещерному городу-крепости Чуфут-Кале, заложенной византийцами в XI-X веке, или спускающимися после её осмотра.
 


После развилки на Чуфут-Кале тропа резко опустела, и мы подъехали к входу ещё одной бахчисарайской достопримечательности – караимскому кладбищу-некрополю VI-XIII века (караимы - древний тюрскский народ, исповедовавший иудаизм).





Едва зайдя на его территорию (кладбище занимает более 4-х гектаров), я почти физически ощутил гнетущую тишину, источаемую в тени деревьев полуразрушенными обелисками и покосившимися надгробиями. Прямо от входа вглубь уводит широкая тропа, но желания продолжить осмотр не было никакого, и вскоре мы покинули это место.              



Поднявшись ещё выше, мы выехали к краю отрога, который наблюдали несколько часов назад с другой стороны, и снова остановились осмотреться. Многочисленные пещеры, выдолбленные в скалах, белоснежные грунтовки внизу и виды до горизонта – всё это выглядит слишком красиво, чтобы считать настоящим, а не компьютерной зарисовкой, но это настоящая крымская реальность.



Далее наш путь лежал к горе Тепе-Кермен. Чтобы попасть туда, нужно было спуститься с плато, где мы находились, и следующие минут 15 мы наслаждались этим спуском, местами очень напоминающим хорошо известную многим «Южную Тропу», только в отличие от траверса, огибающего склон Южной Демерджи, он более извилистый, тем и интересный.



Тепе-Кермен (в переводе с крымско-татарского «Холм-Крепость») – это название не только горы, но и остатков древнего пещерного города, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы, возвышающейся над долиной на 500 метров. Всего здесь насчитано около 250 пещер, где в VI-XIII веках жили люди, вели хозяйство и даже содержали скот.



Позже я прочитал, что отсутствие на горе каких либо-источников (они есть только у её подножия) дает основание думать, что  Тепе-Кермен – это не город, а скорее, оборонительное укрепление, убежище, где окрестные жители укрывались от набегов врагов.



Мы поднялись по тропе, петляющей по более пологому северному склону. Вначале подъем был несложен и я даже подумал, что удастся закрутить на вершину горы, но на полпути тропа «прямиком» ушла резко вверх, и нам пришлось немало потрудиться, заталкивая по ней велосипеды, часто сквозь заросли кустарников и ветки деревьев, как будто охраняющих выход на вершину от нежелательных, слабых духом гостей.



Обойдя вершину Тепе-Кермен по периметру и осмотрев на ней всё и вся, я заметил внизу, нескольких километрах от нас, маленькую красную точку, контрастирующую на фоне зеленого поля как большой цветок мака. «Это наш Фокс-Мобиль?» - спросил я у Жени. «Да» - ответил он, подразумевая, что наш ПВД близится к завершению. День уже клонился к вечеру, усталость уже начала двать о себе знать, наши запасы воды были на исходе, а еда, взятая с собой, вместе с чебуреками из кафешки давно сгорела в организме. Поэтому мысль о том, что нам оставалось только спуститься и выехать к машине, была всем приятной.



Собираясь в эту поездку, я поинтересовался у Евгения сложностью ожидающего нас маршрута. «Лайток, никакой жести, можно даже защиту не брать» - ответил он. В принципе, всё так и было, GT Sensor отлично вписался в формат путешествия, а предусмотрительно взятые наколенники так и пролежали в рюкзаке. Но Жека не был бы Жекой, если бы не оставил на десерт изюминку, способную пощекотать нервы. Ею и стал спуск по юго-западному склону Тепе-Кермен, который, как я позже прочитал, из-за своей крутизны не рекомендуется различными туристическими методичками в качестве наиболее приятного способа посещения этой удивительной горы.



Огибая вершину, мы выехали на 15-метровый каменный монолит над обрывом, заставивший почувствовать себя покорителем знаменитого трейла «White Line» в аризонской Седоне.

Немного прокатившись траверсом вдоль нижнего яруса пещер, мы увидели этот спуск. Очень крутой, почти полностью лишенный растительности 300-метровый склон, усыпанный похожей на осколки черепицы каменной крошкой и щедро припудренный известковой пылью. Женя поехал первым, а мы внимательно смотрели за его действиями и траекторией. Я знаю, как Евгений катается, и могу честно сказать, что таким осторожным во время спуска видеть его мне не доводилось… Особенно завораживающим стал момент, когда наш гид свернул со спускающейся траверсом тропы и отправился «по фрирайду» прямо вниз по склону, поднимая тучи пыли.



«Лайток, накатиком, ну-ну, чертов обманщик» - подумалось мне и моему полуслику, обутому на заднее колесо. Но надо ехать. Находясь ещё на траверсе, я понял, что залогом выживания будет правильное торможение и выбор самой мягкой, в буквальном смысле, траектории, то есть с наиболее толстым слоем мелкой крошки, укрывающей склон.



Пережать тормоза означало отправиться в дрифт, неконтролируемый и ведущий к неприятным последствиям, недожать, особенно передний тормоз – моментальное ускорение с вероятностью «прилечь» раньше, чем вернуть контроль скорости на спасительном выполаживании. Весь мой опыт катания в тот момент собрался в указательных пальцах, обнимающих тормозные рычаги.



Но, поняв, что я всё-таки способен контролировать своё движение и немного привыкнув к ситуации, я даже успел получить удовольствие от этого спуска не меньше чем от его счастливого окончания. Все парни также успешно справились с задачей, а выкат к машине сопровождался обменом впечатлениями и оглядыванием назад, на Тепе-Кермен, величавый и гордый, но теперь уже не кажущийся таким неприступным в случае атаки с юго-запада.



На этом всё. Или почти всё, если не считать путь домой с заездом в магазин за доброй порцией такого приятного после жаркого дня холодного «Крымского» под расслабленные разговоры и накопленную приятную усталость. Я хочу поблагодарить всю нашу группу за слаженность в мыслях и позитив, и особенно, Женю Олейникова, нашедшего им такое замечательное применение. Порция благодарности - трудолюбивому «Фокс-Мобилю» и Валере, оказавшему немалое содействие в приобретении нами «кусочка трейлового счастья с видами, новыми знаниями и веловкусняшками».



Начавшись как эксперимент, тур по моим «белым пятнам» Крыма обязательно будет продолжен. Следующая локация уже определена и разработка маршрута почти закончена, так что новая порция впечатлений не за горами. Если есть желание – присоединяйтесь. А пока – пока!



подробнее
подробнее
подробнее